В свои 24 года Ясмине руководит большой мечетью – должность весьма необычная для молодой женщины в исламе.
Мусульманка из Амстердама Ясмине эль-Ксаихи (Yassmine el Ksaihi) не считает себя феминисткой. Она покрывает голову, носит скромную одежду. Ясмине научилась читать Коран, когда ей было всего пять лет, с тех пор девушка придерживается традиционных мусульманских взглядов. В Нидерландах прихожане мечети Польдер – мужчины и женщины – молятся в одном зале, женщины стоят позади мужчин, ближе ко входу. Проповеди читают на голландском и на арабском языках.
Что примечательно, мечеть могут посещать не только мусульмане. По всей Европе мусульмане пытаются найти формулу, которая поможет им чувствовать себя равноправными гражданами страны, но при этом соблюдать заповеди своей веры. Мечети, подобные той, которой управляет Ксаихи, совмещая западные ценности с глубокой приверженностью исламу, могут стать одним из вариантов ответа на проблемы, волнующие европейских мусульман.
Эксперты считают, что сейчас среди молодых мусульман Европы наметилась тенденция все реже посещать традиционные мечети, они предпочитают молиться и изучать ислам в более неформальной обстановке. Вписаться в европейское общество и при этом соблюдать исламский закон – непростая задача для мусульман, живущих среди европейцев. Тем более это сложно в условиях дискриминации, с которой сталкиваются мусульмане при трудоустройстве и в системе образования. Консервативные политики всей Европы пытаются добиться ограничения объемов иммиграции или заставить мусульман отказаться от мысли переселяться в Европу.
В Нидерландах, где мусульмане составляют 6% населения общей численностью 16,5 миллионов человек, антиисламская партия смогла стать одним из наиболее быстро развивающихся политических движений. Ее лидер Гирт Вилдерс (Geert Wilders) жалуется на то, что мусульмане якобы отвергают европейский либерализм, отказывают женщинам в равных правах с мужчинами, проявляют нетерпимость к альтернативному образу жизни, например, гомосексуализму. Руководство мечети Польдер хочет обеспечить себе иммунитет от влияния радикализма, с одной стороны, и ксенофобии правых сил, с другой стороны. Возможно, благодаря этому мечеть действительно может стать первооткрывателем принципов гармоничного существования мусульман на европейской почве. Эль-Ксаихи пытается приблизить к исламу молодежь, родившуюся в светской стране, и в то же время «примирить» европейцев с их соседями-мусульманами. Она хочет, чтобы молодые прихожане восприняли ислам и его культуру, впитав его из наследия, привезенного из родителями с далекой родины. «Мы решили выбрать голландский язык, потому что мы рассчитываем на молодежь.
Большинство молодых говорят только на голландском», говорит она. «А если в мечеть придут немусульмане, они смогут услышать, о чем мы говорим, и понять, что мы не делаем ничего страшного». Как управляющая мечетью, Эль-Ксаихи отвечает за финансовые вопросы, принимает на работу имамов. Она старается подбирать имамов, которые разбираются в особенностях мусульманской общины Амстердама, в частности уроженцев Малайзии, Индонезии, а также Марокко и Турции, откуда приехали большинство голландских мусульман. В не меньшей степени, чем местом для молитвы, мечеть является культурным центром общины. «В этом нет ничего нового, это традиционная модель в исламе. Мы вспоминаем о своих корнях, а ислам везде одинаковый», говорит она. Профессор исламских наук Университета Глазго Мона Сиддики (Mona Siddiqui) говорит, что таких мечетей как Польдер становится в Европе все больше. «Эта мечеть, конечно, имеет определенное значение, в частности, ее работа доказывает, что мусульмане в Европе пытаются найти новые формы, отличающиеся от традиционных», говорит она. «Мне кажется, это хорошо, но, скорее всего, это пока не говорит об изменении ситуации в целом. В Европе огромное количество мусульманских общин, и женщины стремились и будут стремиться занять в них более значимое место, даже если иногда это требует борьбы». В Европе проживает 20 миллионов мусульман, это количество делает ислам второй крупнейшей религией на континенте после христианства.
«Многие молодые люди уходят из традиционных мечетей и пытаются самостоятельно организовать молитву», говорит Сиддики. Это «свидетельствует о переменах в европейских культовых традициях», считает она. Тем не менее, в такой стране как Франция, где проживает крупнейшая в Европе община мусульман, не наблюдается сколько-нибудь серьезных перемен. Власти годами толкают мусульманских лидеров к внедрению так называемого «ислама по французски», надеясь на формирование у прихожан умеренных взглядов, которые сделали бы их более «удобными» для общества. Однако, сказать оказалось легче, чем сделать Более 5 миллионов мусульман Франции представляют все многообразие течений ислама.
Имамы часто не говорят по-французски, мечети нередко спонсируют иностранные благотворители, которых нередко расценивают как источник финансирования ячеек террористических организаций. Пути финансирования – еще одна черта, свидетельствующая о том, что европейские нормы не распространяются на амстердамскую мечеть Польдер, потому что она отказывается принимать деньги из-за рубежа. «Это один из наших принципов», говорит Эль-Ксаихи. «Мечеть создана по инициативе голландских мусульман, и мы хотим, чтобы она на сто процентов оставалась голландской». Стокгольсмский квартал Слотерваарт, где стоит мечеть, стал первым районом, получившим в 2007 году правительственный грант в сумме 28 миллионов евро в рамках программы по борьбе с радикализмом через образование и диалог религий. Мечеть, которой управляет Эль-Ксаихи, находится в бывшем одноэтажном здании центра культурных мероприятий, который стоит среди многоэтажных домов мусульманского квартала, и не имеет минарета.
Молодые мужчины – кто-то с длинными бородами и в исламской одежде, кто-то в западных костюмах – встречаются перед входом в мечеть, чтобы идти на пятничный намаз. Название мечети подчеркивает ее чисто голландское происхождение, потому что «польдер» – земля, отвоеванная у моря или болот и превращенная в плодородный участок для земледелия. Исторически, польдер в Нидерландах символизирует совместный труд и достижения общины. Помимо борьбы за права женщин, которую Эль-Ксаихи считает еще одним шагом к исламу, в мечети ведется работа по обеспечению межрелигиозного диалога. Участница совета директоров мечети немусульманка Марло Куихер (Marloes Kuijer) говорит: «Я не религиозна, но здесь я чувствую себя дома, потому что это место, где все встречаются: старые и молодые, мусульмане и немусульмане». Здесь также рады мусульманам любых взглядов, даже тем, кто симпатизирует «радикалам». «У нас нет дискриминации», говорит Эль-Ксаихи. «Нужно принимать каждого, независимо от веры.
Помочь человеку можно только, поняв его убеждения». Такая политика «всеприятия» может дать положительные результаты, убежден политолог, сотрудник Амстердамского университета Джин Тилли, который в течение шести лет изучал проблемы радикализации мусульманской молодежи Амстердама. «Шанс того, что здесь они впитают более умеренные взгляды, больше, чем у тех, кого изгоняют – те могут стать экстремистами», сказал он. Имам мечети Польдер Мохамед Чупи (Momamed Choupi) считает, что люди, которые привезли ислам в Голландию из Турции и Марокко, должны привыкнуть к местному контексту и найти «способ исповедовать ислам «по-голландски».
Источник: The Associated Press (Перевод: Islam.com.ua)