Герт Вильдерс, известный своими националистическими взглядами глава партии, поддерживающей нынешнее коалиционное правительство Голландии, настойчиво повторяет: «Я опасаюсь не мусульман, я опасаюсь Ислама».
Эти его высказывания вновь разожгли старый спор о том, боится ли Запад, в своей сути, Ислама, или он боится мусульман.
При ближайшем рассмотрении выясняется, что у Вильдерса есть свои причины устанавливать такое разграничение. Ибо в Голландии и во многих других европейских странах резкие высказывания об Исламе не считаются преступлением. Но такие же высказывания о мусульманах считаются «оскорбительными» и «дискриминирующими», и могут стать причиной судебного преследования. Последним примером можно назвать суд над Вильдерсом в Амстердаме. Самый известный адвокат Голландии Брэм Москович (Bram Moskowitch), выступая в защиту Вильдерса, настойчиво повторял, что его подзащитный является противником Ислама, а не мусульман, а это с точки зрения закона преступлением не является.
Так ли это? Действительно ли расистские и агрессивные высказывания об Исламе не являются проступком?
В ответ на этот вопрос в условиях современности, к сожалению, мы вынуждены ответить: «Да, не являются». И для этого есть несколько причин. Во-первых, Ислам в отличие от иудаизма и христианства не является религией, «освященной» законом и вековой практикой в странах Европы. Помимо всего прочего, Вильдерс, например, утверждает, что Ислам – это не религия, а «представляющая опасность для Запада идеология», что находит поддержку в обществе. Кроме того, Ислам, а, следовательно, и мусульмане, не имеют сильных лобби, способных защитить их религию от нападок. Поэтому аналогичные высказывания в адрес христианства или иудаизма и являются преступлением перед законом, и могут вызвать резкую реакцию и лидеров этих религией, и религиозных организаций.
История исламафобии
Последние высказывания Вильдерса вновь разожгли старый спор, касающийся того, боится ли Запад Ислама, или он боится мусульман. В последние годы этот вопрос много обсуждался в западной прессе. Как правило, приходят к заключению, что Запад является противником Ислама. Появление Ислама на исторической сцене в качестве новой религии для христианства стало «причиной страха и опасности», и на протяжении всей истории оно делало все для того, чтобы очернить Ислама и, особенно, нашего Пророка (с.а.в.) и показать с негативной стороны. Самым важным свидетельством этого являются книги и послания христианских авторов, живших на мусульманских землях в первые века Ислама. Например, труды Джона Демссена, Феодора Абу Курра, Абдульмасиха аль-Кинди, Петра Достопочтенного и многих других христианских священников и авторов до сих остаются на Западе основными источниками для ведущихся сегодня на Западе спорах об Исламе. То же самое можно сказать и об основателях протестантизма Мартине Лютере, Джоне Кальвине, основоположнике гуманизма Эразме Роттердамском.
Иудейско-христианская культура
Таким образом, эта древняя точка зрения, согласно которой главной угрозой для Запада и иудейско-христианской культуры являются не мусульмане, а сам Ислам, и сегодня является действенной и широко распространенной. Т.е. в этом смысле история повторяется. К тому же это повторение еще и подается под соусом высказывания «Мусульмане – представители отсталой культуры и цивилизации».
В последнее время глава «Центра научных исследований» Голландской христианской партии Герт Ян Сегерс (Gert Jan Segers) выступает в газетах со сходными заявлениями. Он подчеркивает, что Ислам, если он останется на своих прежних позициях, не может стать присущим Западу, но мусульмане, исповедующие эту религию, могут пользоваться существующей в Голландии и на Западе свободой вероисповедания.
Но если учитывать, что на Западе в последние годы в отношении Ислама и мусульман часто применяются двойные стандарты, то следует отметить, что все эти высказывания не более чем ложь. Мусульмане, как правило, встречают такое отношение, будто они не равноправные граждане, а «иные».
Все это имеет самую близкую связь со страхом перед Исламом. Этот страх одновременно связан и эрозией христианского самосознания, составляющей один из кодов западного самосознания. С целью остановить эту эрозию или заново создать это самосознание и используют страх перед Исламом, манипулируя фразами «Если вы не защитите христианство, Ислам и мусульмане захватят Европу», «Европа исламизируется».
С другой стороны, в результате всего этого появляется интерес к Исламу, люди стремятся узнать больше об этой религии, распространяются доклады о ней. Союз протестантских церквей Голландии подготовил доклад «Наша политика в отношении Ислама», определяющий, какой политики будут придерживаться представители этих церквей в отношении Ислама и мусульман в ближайшие годы. На ежегодном собрании Союза, где обсуждался этот доклад, были определены основные принципы в этом направлении. В докладе, наполненном негативными высказывании в адрес Ислама, наша религия представлена в качестве «идеологии». Подчеркивается – христиане, чтобы противостоять Исламу, должны защищать свою христианскую идентичность.
Страх исчезновения христианства
Если посмотреть в суть проблемы, разве не более логично и обоснованно бояться не Ислама, а мусульман? Ведь Ислам как религия конкретизируется и проявляется делами, совершаемыми мусульманами. Если принимать во внимание негативный имидж мусульман, поднимаемый на повестку дня западными СМИ в связи с террором и насилием, то не следовало бы разве бояться не самой религии, а тех мусульман, которые, следуя ей, неправильно ее трактуют? Между тем, в действительности такого не происходит, раздувается страх непосредственно перед самой религией Ислам, Кораном и нашим Пророком (с.а.в.). Это показывает, что западный мир с господствующим в нем христианством и, следовательно, христианской культурой, не может смириться с появление на сцене Ислама с его сильной теологией и динамичным поклонением и воспринимает его в качестве угрозы. К тому же, несмотря на пропагандируемый его негативный имидж, слабости, выказываемые самими мусульманами, число последователей Ислама растет. Истинно и то, что ведущиеся сегодня на Западе споры о религии, негативные они или позитивные, как правило, сконцентрированы вокруг Ислама. О христианстве же в большинстве случаев упоминают в связи с новостями о «закрытии церквей», «уменьшении числа прихожан церквей», «скандалах, связанных с педофилией», в которых замешаны некоторые католические священники, «священниках-атеистах, возглавляющих службу в церквях».
Главный фактор, скрывающийся за всем этим, в том, что в договорах, связанных с международными советами и организациями, Ислам как религия и мусульмане, как представители этой религии, остались без защиты. Некоторые шаги и меры, предпринятые в последние годы под предводительством Турции в этом отношении очень важны. Отдельно следует отметить проект «Единство цивилизаций», начатой под предводительством премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана и премьер-министра Испании Сапатеро, вследствие его масштабов и положительного влияния в смысле обретения мусульманами защиты. То, что на Западе на связанных с Исламом и мусульманами конференциях и заседаниях то и дело ссылаются на этот проект, уже само по себе является успехом. Также инициатива под названием «Common Word» («Общее слово»), подписанная многими мусульманскими учеными и исследователями со всех уголков земного шара, оказывает свое положительное влияние. Роль этих начинаний в деле уменьшения страха перед Исламом и мусульманами является темой отдельной статьи.
Понятно, что Запад и дальше будет продолжать испытывать страх перед Исламом и, следовательно, мусульманами. Поэтому важно предпринимать инициативы по примеру «Единство цивилизаций» и «Common Word» в более широких масштабах, чтобы свести негативное отражение этого страха на мусульманах к минимуму.
Проф. доктор Озджан Хыдыр,
Роттердамский университет
ohidir@hotmail.com
Источник: www.stargazete.com
Перевод: www.islam-portal.ru