Нестабильность в ближневосточном регионе продолжает расти. Пессимистичный прогноз относительно дальнейшего развития событий в интервью "Голосу России" сделал профессор Ливанского университета Хасан Жуни.
Медленно сползающая в средневековую раздробленность Ливия, бои в Сирии, не прекращающаяся напряженность вокруг Ирана… Воронка нестабильности в ближневосточном регионе на протяжении последних месяцев только ширится, захватывая в свой водоворот все новые государства.
Прогнозы относительно дальнейшего развития событий - разные. Своим видением ситуации поделился с «Голос России» доктор исторических наук, профессор Ливанского университета Хасан Жуни.
По мнению доктора Жуни, баланс в регионе нарушился не сейчас, и не в результате так называемой "арабской весны". "Арабская весна" - не причина, а следствие иных, более масштабных событий. Просто до ближневосточного региона волна изменений докатилась с опозданием:
- Баланс и стабильность в глобальном масштабе были нарушены, когда распался Советский Союз. Произошёл резкий перекос, как в геополитическом, так и в гуманитарно-правовом плане, отбросивший целые государства и регионы на десятилетия назад. Сначала это коснулось Европы. Раскол Югославии на мелкие незначительные государства создал почву для приближения границ зоны влияния Западного блока вплотную к границам России. А свершившимся фактом это стало, когда пошёл повальный приём бывших социалистических стран-союзниц СССР по Варшавскому Договору в ряды НАТО.
Я упоминаю сейчас об этом только потому, что все произошедшие в 90-е годы события были только первым этапом по глобальному переустройству мира. Сейчас наступил второй этап, предполагающий перекройку Средиземноморского региона.
Прежде всего, это касается арабских стран. Здесь сейчас начался масштабный процесс "переформатирования" региона с политической, общественной и экономической точек зрения. Он, по замыслу инициаторов процесса, должен стать тем самым "Большим Ближним Востоком", о котором говорилось еще при предыдущем президенте США.
- Из ваших слов следует, что судьбы России и ближневосточного региона в определенной степени связаны.
- После распада СССР Россия долгое время оставалась нестабильным государством. Но каким-то необыкновенным волевым усилием ей удалось преодолеть эту слабость.
Показательно, что одним из источников нестабильности являлся Кавказский регион. Две чеченские войны потребовали от руководства страны чётких действий и усилий по осмыслению всей ситуации в целом – и в итоге это было сделано. В итоге Россия смогла продемонстрировать силу и мудрость. Затем была отражена агрессия 2008 года со стороны Грузии. Сегодня не считаться с мнением России, по меньшей мере, недальновидно со всех позиций, включая и вопросы стратегического партнёрства России с некоторыми арабскими странами.
- Вернемся к "арабской весне". Это что – источник для разочарования или все-таки есть надежда?
- Арабский мир, Иран - это головная боль США. Америка постарается их ослабить через провоцирование межнациональных, межэтнических столкновений, а затем, полагаю, вступит в силу "восточноевропейский сценарий". Их будут делить на мелкие, зависимые карликовые государства. Суннитов будут искусственно сталкивать с шиитами или с христианами. И что особенно тревожно, сейчас идёт усиленная подпитка наиболее экстремистских сил. И надежды, в общем-то, пока что немного.
Мировой экономический кризис выявил очень многие проблемы западной системы мироустройства. Для решения этих проблем будут использоваться – и уже используются - старые методы. Нынешний виток войн в регионе это и демонстрирует.
Новостью является лишь то, что на этот раз глобальные проблемы пытаются решить за счет региона, который является "нервным узлом" всего мира, поскольку там испокон веков соприкасаются различные цивилизационные модели. Новостью поэтому может стать в итоге реальное столкновение цивилизаций. То есть новая война со старым смыслом. К сожалению.
Искандер Кфури «Голос России»