В 1986 году Центр исследований проблематики арабского единства преподнес мне книгу «Арабы и их географические соседи». Увесистый фолиант был издан в рамках грандиозного по тем временам проекта «Арабская нация: взгляд в будущее».
Как вы думаете, кто по тем временам считался нашим соседом по так называемой «единой географии»? Сейчас это может показаться странным, но уважаемое издательство фокусировало внимание лишь на трех государствах: Турция, Иран, Эфиопия.
Израиль в проект «допущен не был»: в арабской культурной традиции соседом издревле было принято считать государство дружественное, с которым можно жить в согласии и мире. Еврейское государство оккупировало арабские земли, находящиеся в пределах его территории, и под этот расклад не попадало.
В книге был интересный раздел, посвященный перспективам арабо-израильского противостояния, которые в академическом ключе были проанализированы известным политологом, доктором Усамой аль-Газзали. В те времена преобладала теория отстраненности от таких понятий, как дружба, враждебность, что было отголоском прежних учений относительно межгосударственных отношений. В расчет принималось лишь то, что впоследствии стало именоваться «политической географией». В таком случае Израиль, желаем мы того или нет, полностью соответствовал понятиям природного, географического и политического соседства. Процессы переустройства, ныне набирающие темп на Арабском Востоке, как раз и свидетельствуют, что соседями следует считать всех, кто живет с нами не только в регионе, но и за его пределами: в единой географии.
«Арабская весна» потрясла и арабскую умму, и весь мир. Некоторые западные обозреватели в первое время восторженно убеждали нас в том, что «арабские события» происходят в самом сердце мира. Если считать, что все мы соседи по планете, то это не преувеличение: арабы действительно расположились где-то в центре. Если еще и учесть сходство географий бескрайних просторов от Магриба до Афганистана, разделенных границами, народами и флагами…
Интифады двинулись на приступ вековой стагнации и «неподвижной, насквозь промерзшей стабильности», которые много десятилетий изумляют мир и приковывают к себе внимание. Наконец свершилось. Лед тронулся. У нас появился шанс: мы преодолеем восточную дремоту и заскорузлость…
Политическая карта региона обретает новые очертания: природа революций такова, что они не только сотрясают, но и открывают перспективы для новых альянсов, дают путевку в жизнь молодым политическим движениям и фракциям, производят расстановку сил в регионе.
Главным вектором интифад стал политический ислам. Но под лозунгом «Демократия продолжается». В этом нас убеждает опыт Туниса, Марокко, Ливии, Египта. Мы ожидаем тех же свершений в Сирии и в Йемене. Мне представляется, что нынешние революционные доктрины ничуть не умаляют философии «пламенных событий прорыва», «офицерских революций» пятидесятых, первыми штурмовавших реакционность и косность монархических династий. Они подняли зная панарабизма, национального единства арабской уммы. Может быть, нынешняя «весна» довершит дело, которое десятилетиями называют «безнадежным».
Еврейское государство всегда внимательно и, я бы сказал, не без интереса следит за тем, куда дуют «арабские ветры». И удар «июньской войны» 1967 года был нанесен не только по государствам-целям, но и по всему движению к единению: страшила целостность арабского мира.
Сегодня, как говорится в арабской поговорке, «ночь не отличишь от вчерашнего дня», то есть все, как прежде. Израиль оказался вновь лицом к лицу с накатывающей волной арабского национализма. Воплощенного в радикальном исламе и его шариатских понятиях мироустройства. Но то, что вершилось в шестидесятые, покажется нам несколько наивным и вычурным. Все было открыто, все нараспашку: и военные приготовления, и агрессивные намерения, типа «сбросим иудеев в море», и националистический угар. Провоцирование на упреждающий удар – это всегда путь к поражению…
Сегодня ни одна душа в арабском мире не может сказать, чего хотят исламисты и каким курсом они двинутся завтра… На чем остановятся, что выберут… Разумеется, спору нет: живем мы сегодня в другом арабском мире, и возврата к прошлому уже не будет никогда…
Кстати, надо отдать должное израильским СМИ. Именно необратимость арабских процессов и невозврат к старому составляют суть всех аналитических статей и комментариев. Их главная мысль: надо учиться жить в новых реалиях, надо адаптироваться к новому миру… К сожалению, эта мысль не посещает светлые головы наших политобозревателей, которые зачастую и читателям, и себе внушают, что из закромов, растворенных революцией, посыплется на нас манна небесная…
Поражает и другое. Не ликование, но сдержанная, и все-таки радость, звучащая в речах и выступлениях «по поводу» израильских государственных мужей и простых израильтян и дома, и на международных симпозиумах. Новое всегда радует, тем более, когда ветры «арабской весны» сметают режимы затаенные, воинственные, архаичные, кому давно следует пылиться на свалке истории.
Израильтяне более, чем мы, верят в арабские демократические сообщества, которые придут на смену диктаторским режимам. Пусть в любом обличье и под любыми знаменами - демократии друг с другом и с соседями воевать не станут. Они провозгласят добрососедство и будут совместно разрабатывать проекты содружества и сотрудничества во благо всему региону.
И если удастся покончить с зыбким и тревожным состоянием «ни мира, ни войны», доставшимся нам в наследство от Войны Рамадан – Судного Дня, тогда, убежден, и палестинскую проблему сможем разрешить сообща и полюбовно… Говорил же Бен-Гурион: «Когда-нибудь… Не мы, но наши правнуки». Может быть, «весна» и подвела это время к нашему порогу… Может быть, новый режим в Сирии будет иметь иную политическую окраску и ориентацию, но протестующие под огнем продолжают акции гражданского неповиновения, чтобы была упразднена наконец зловещая партия «Баас». Тогда некому будет провоцировать новые власти на враждебную риторику с Израилем, на поддержку «Хезболлы» и потворство Тегерану в его упорном продвижении к границам еврейского государства.
Израиль хорошо осведомлен о состоянии арабского региона в мире или в войне. Сирию, например, знают в совершенстве, «от и до», или как мы говорим, «душой и телом». Во взаимоотношениях с Египтом бывали трагические времена, а бывало, когда и те, и другие искренне улыбались друг другу. Хорошо известны политические движения в Магрибе, размах бунтарства в Машрике. Но израильтянам следует учесть одну, может быть, неприятную, особенность нашей «весны»: она никогда не породит серьезные либеральные движения и влиятельные силы. Как это случилось в перестроечной Восточной Европе, да и в Израиле тоже.
То, что породили «арабские революции» - это политический ислам и его разновидности. С их фундаментализмом, агрессивным по отношению к еврейскому государству. Тель-Авив в общениях с Анкарой, вероятно, усвоил простую истину: даже «причесанные» и крайне европеизированные турки-исламисты, при всем их душевном отношении к Западу и к Израилю в том числе, никогда и никому не позволят перейти «границы дозволенного».
Первые декреты новых режимов - надо признать, это будут исламисты, рядящиеся в светские одежды – покажут, к чему мы пришли. Стержнем их государственного творчества станет отношение к Израилю и к миру с ним. К сожалению, среди моих коллег я не нашел никого, кто хотя бы с осторожным оптимизмом взглянул на обозримое будущее арабо-израильских отношений. В новом, так сказать, ключе. В лучшем случае, говорят мои товарищи по цеху, исламисты выразят сдержанное неодобрение попыткам «замирения с еврейским государством».
С чем идут к нам новые времена? С розами, пальмовой ветвью, открытостью? Или несут грозовые тучи и песчаные бури… Новое всегда тревожит.
Абдель Монаам Саид «Аш-Шарк Аль-Авсат», Великобритания, перевод «Голос России»