Забытый отец политэкономии, социологии и политологии. Ибн Хальдун о причинах упадка цивилизаций.
Те из современных мусульман, кому довелось изучать общественные науки в институтах и университетах, наверняка, с удивлением для себя отмечали полное отсутствие в учебных программах упоминаний о вкладе в эти науки мусульманских ученых. На самом деле, современная экономика, политология, социология, юриспруденция – это науки, построенные только на трудах европейских ученых, на изучении и анализе только европейского общества.
Данные усеченные, ограниченные только европейским материалом версии научных программ нам подаются как самые совершенные научные теории, доказавшие свою эффективность через экономический расцвет и политическое развитие стран Европы и Северной Америки.
Несостоятельность ограниченной науки
Однако беда не столько в том, что подобное ограниченное сознание и понимание свойственно западным обывателям и даже политикам и ученым, сколько в том, что подобная картина мира за годы колониализма и полной «западнизации» науки, культуры, системы образования, политической и экономической сфер уже взращена в сознании большинства мусульман. И сегодня мусульмане ничего, к сожалению, не знающие о своих великих предшественниках, сынах исламской цивилизации, с готовностью повторяют подобные пропагандистские заявления и «наукообразные» штампы, распространяющиеся по всему миру.
Тем не менее, в последние десятилетия все больше раздаются тревожные голоса в самом западном научном лагере о том, что подобные «европоцентричные» ограниченные версии научных дисциплин не могут охватить всю широту экономических, общественных и политических проблем, поразивших западное общество. Не могут найти выхода из системного кризиса, который с ужасом предрекается западными теоретиками и который западные политики пытаются отсрочить периодическим развязыванием все новых войн по всему миру.
Тема упадка западной цивилизации, заката Европы, конца Старого и Нового Света как наследников одновременно античной и христианской культур занимает в современной, опять-таки, «европоцентричной» науке и публицистике одно из центральных мест. Для осознания и решения данной проблемы мобилизованы все лучшие умы западной науки прошлого и настоящего от Аристотеля до Фрэнсиса Фукуямы.
Осознание того, что ограниченность и усеченность западной науки, отказавшейся от величайшего наследия незападных, и в первую очередь, исламских научных школ, так и не позволит найти спасение от надвигающегося краха западного мира, заставляет все больше западных ученых и политиков обратить свое пристальное внимание на отброшенное прежде научное наследие своих соседей.
Принц Чарльз, к примеру, заявил по поводу царящего в западном обществе невежества относительно исламского научного наследия: «Полное невежество западного мира относительно природы ислама, его культуры и цивилизации является следствием того ограниченного видения истории, которое мы унаследовали… Это приводит к непониманию его невероятно огромного влияния на нашу собственную историю…».
Забытый отец общественных наук
Одним из самых ярких представителей забытой сегодняшним человечеством мусульманской науки периода ее расцвета является величайший мыслитель своей эпохи – Ибн Хальдун (умер в 1406 г. / 808 г.х.). Он родился в Тунисе, служил при дворах султанов Туниса, Феса и амира Гранады. Кроме своей государственной деятельности, Ибн Хальдун являлся убежденным последователем Шазилийского тариката, широко известного поощрением постижения законов развития этого мира через наблюдения, размышления, анализ и научный поиск.
Ближе к концу своей жизни он поселился в Каире, где преподавал в знаменитом университете Аль-Азхар. Самым значительным из его произведений является «Большая история» или «Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров».
Особенно знаменито его «Введение» («Мукаддима») к «Большой истории», в котором Ибн Хальдун охватил своими наблюдениями и анализом многие темы, касающиеся закономерностей становления и развития человеческих обществ, различных культур и цивилизаций, начал справедливого политического управления. Его труды по экономике, экономическом прибавочном продукте, экономически ориентированной политике настолько же значимы и интересны сегодня, как и в его времена.
Современный исследователь Джин Дэвид пишет в своей статье, опубликованной в «Journal of Political Economy», что Ибн Хальдун «открыл огромное количество экономических законов за несколько столетий до их «официально принятого на Западе рождения». Он открыл необходимость разделения труда до Адама Смита, принцип трудовой стоимости до Рикардо и роль правительства в проведении стабилизационной политики до Кейнса».
Поставторитарные общества современного мира, желающие войти в качестве полноправных членов в мировую экономику, сами того не осознавая, следуют рекомендациям Ибн Хальдуна о приватизационной политике и установлении личных прав собственности, ослаблении государственного контроля за ценами на товары и услуги, важном значении предпринимательства и частной инициативы, сокращении бюрократического аппарата и наемных армий, ограничении вмешательства государства в экономическую и торговую сферы.
Ибн Хальдун был первым, кто занимался систематическим анализом функционирования экономики, важности развития технологий, производственной специализации, внешней торговли, роли избыточного продукта, роли государства и его стабилизационной политики в стимулировании производительности и занятости. Ибн Хальдун, кроме того, занимался проблемой оптимального налогообложения, минимальных государственных услуг, экономических ожиданий и стимулов, институциональных рамок права и закона, производства и теории ценностей.
Его рекомендации относительно государственной монетарной политики по сдерживанию инфляции и укреплению национальной валюты были реализованы Советом Федеральной резервной системы США, Банком Англии и германским Бундесбанком. Право собственности, которое начало активно разрабатываться и реализовываться в 60-х годах прошлого века многими западными, в первую очередь, американскими экономистами, также за несколько столетий до этого было подробно разработано Ибн Хальдуном. Причем важность охраны прав собственности Ибн Хальдун возводил в степень вопроса о выживании цивилизации, говоря о том, что незащищенность прав собственности ведет к снижению экономической активности.
Причина упадка цивилизаций
Одним из ключевых направлений научной деятельности Ибн Хальдуна являлся анализ причин расцвета и упадка цивилизаций. Ибн Хальдун, не претендуя на то, что он открыл некий «магический ключ» спасения народов и государств от закономерных кризисов и упадка, тем не менее, выводит целый ряд рекомендаций, призванных укрепить общественно-политическую и экономическую стабильность, обеспечить процветание нации и избежать преждевременного экономического краха и политической смерти государства и цивилизации:
- Строгое установление и защита прав собственности и свободы предпринимательства;
- Господство закона и надежность судебной системы для установления справедливости;
- Общественная безопасность и безопасность торговых коммуникаций;
- Снижение ставки налогообложения для повышения занятости, производительности и доходов;
- Сокращение бюрократического аппарата и наемной армии при одновременном повышении их эффективности;
- Ограничение государственного вмешательства в торговлю, производство и коммерческую деятельность;
- Недопущение государственного установления цен;
- Недопущение монополизации рынка при поддержке государства;
- Независимая от власти последовательная монетарная политика, не допускающая заигрываний и спекуляций со стоимостью денег;
- Рост населения и рост степени специализации рынка;
- Система творческого образования, стимулирующая развитие независимой мысли и действия;
- Коллективная ответственность и внутреннее чувство справедливости для установления справедливой общественной системы, поощряющей добрые деяния и предотвращающей пороки.
Как видно из данных рекомендаций, Ибн Хальдун всячески старался оградить человеческую экономическую активность от несправедливого вмешательства как со стороны недобросовестных конкурентов, монополистов, так и со стороны государства, во главе которого зачастую могли вставать люди не только некомпетентные, но и нечестивые. Доктор Салим Кафар Каратас в своей статье, посвященной Ибн Хальдуну, особенно отмечает тот факт, что для гарантированного обеспечения подобного невмешательства и защиты принципа справедливости последний даже предложил создать независимое Агентство под контролем главного судьи, «богобоязненного человека», чтобы «бесстрашно» защищать экономические свободы.
Будучи верующим и богобоязненным мусульманином, Ибн Хальдун уделял огромное внимание вопросам справедливости и общественного блага. Так, в своих строках относительно значения производственной специализации и последующей кооперации он писал, что это позволяет «удовлетворять нужды, как можно большего количества людей…». Позднее по тому же самому вопросу один из отцов западной политэкономии Адам Смит, чьи идеи во многом определили облик современной западной экономической системы, произнес совершенно противоположное, заявив, что люди в своей экономической активности стремятся руководствоваться только «собственной выгодой».
Что касается справедливости в обществе и, особенно, в экономической сфере, Ибн Хальдун утверждал, что единственный путь нации к развитию, процветанию и совершенствованию «лежит через справедливость». Понимание общественной справедливости Ибн Хальдун вполне естественно раскрывает через коранические принципы о том, что «справедливость – это баланс, устанавливаемый между людьми».
Почти один в один повторяя коранические аяты и хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что те, кто отказывают людям в их правах, творят несправедливость, Ибн Хальдун раскрывает этот принцип справедливости в экономической сфере: «Те, кто нарушают права собственности, творят несправедливость… Те, кто, овладевают чужой собственностью силой, творят несправедливость…Те, кто собирают несправедливые налоги, творят несправедливость…».
В завершение Ибн Хальдун предельно четко формулирует один из основных общественных законов, утвержденных Аллахом на земле, подробно раскрытых им в своих трудах и сегодня, в силу ограниченности сознания, бездуховности и откровенного невежества, полностью игнорируемый лидерами западного мира – «несправедливость уничтожает цивилизацию».
Салих Ибрахим