В VIII веке один человек решил глубже изучить химию. Ибн Йазид был выходцем из семьи династии Омейядов. Несмотря на свое социально-экономическое положение, он решил заняться редкой профессией. И его решение изменило всю историю химии
Ибн Йазид начал свое дело с перевода греческих и латинских исследований в этой области. Он начал изучать химические реакции и стал пионером в проведении экспериментов по синтезированию лекарственных средств. Ибн Йазид создал основы фармакологии, позднее его деятельность продолжил Джабир Ибн Хайан.
К началу IX столетия фармакология уже стала целой наукой со своими особенностями. Фармацевты уже знали о лекарствах, рецептах, они готовили и назначали их, регулируя дозу, они знали о взаимодействиях ингредиентов, фальсификации лекарств.
Далее это направление перешло в руки мусульманских врачей. Зная о болезнях и их причинах, врачи лучше разбирались в разработке медикаментов и назначении исцеления от недугов.
Такие известные врачи как аль-Рази, Ибн Сина и аль-Кинди внесли большой вклад в развитие этой науки. Они объедини свои знания медицины, лечебных свойств растений, знания по химии и философии. Таким образом, они создали потрясающие по объему труды по диагностике заболеваний, способов их лечения и дозировании лекарств.
Труд аль-Бируни «Книга фармокологии» насчитывает 30 томов, «аль-Тасриф» ученого аль-Захрави, работы «аль-Хави» (всеобъемлющая книга по медицине) и «Секреты химии» аль-Рази, аль-Мансур Муваффак написал книгу «Основы настоящих свойств средств защиты», а Ибн ал-Уафид - «Книгу простых лекарств». Все эти работы великих мусульманских ученых легли в основу современных знаний по фармацевтике.
Наиболее важным аспектом развития мусульманской фармацевтики было почитание исламских учений. Ученые придерживались хадисов, один из которых который гласил: «Бог создал болезни и исцеление, и создал лекарство для каждой болезни, так что не ищите медицинской помощи незаконным путем» (Передано Абу Даудом и аль-Байхаки).
Следовательно, мусульманские фармацевты и врачи не углублялись в любое незаконное лечение или шарлатанство. Они основывали свои знания и исследования на научных экспериментах и практике. Они почитали все человеческое, тело и душу, искренне и этично выполняли свою миссию в облегчении боли людей и их страданий.
Такие врачи, как Аль-Рази, использовали диеты и травы для лечения прежде, чем приступать к лечению химическими препаратами. Его книга «Тибб аль-факра» («Медицина для бедных»), единственная в своем роде, где он описал способы лечения заболеваний с использованием доступных продуктов и трав, а не дорогостоящих лекарств.
Углубляясь в эту великую историю, я не могу не чувствовать благоговение к такой мудрости, знаниям и чести. И у меня возникает вопрос, когда же достижения современных мусульман будут соответствовать той великой эре прогресса человечества?
Амира Айад
Переведено с OnIslam.net специально для ИА «Инфо-Ислам»