Центр «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского на своем Восьмом международном музыкальном фестивале «Вселенная звука» (“The Universe of Sound”) десятого мая в Большом зале консерватории представил программу «Западно-восточный диван» - музыка турецких композиторов. Вход на концерт был свободный, музыканты работали бесплатно.
Собственно цель фестиваля - это знакомство студентов Московской консерватории и широкой российской общественности со звуковой практикой и музыкальными традициями разных цивилизаций мира, определение места и путей развития российской музыкальной культуры в мировой культурной системе.
Татары Москвы явлением случайного электронного объявления буквально накануне концерта узнали, что в заявленную программу Симфонического оркестра Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова - музыка турецких композиторов - включена симфоническая поэма молодого татарского композитора Зульфии Рауповой «Явление Сююмбике». Мы до сих пор знали одного композитора с татарскими корнями по отцу, Софию Губайдуллину. Возможно, ее достижения в музыкальном мире бесспорны. Но сказать, что она сделала значительный вклад в наше национальное татарское искусство, являлась его популяризатором - покривить против правды, а ее не совсем лицеприятное высказывание об исламской вере не позволяет мне считать ее «человеком мира».
…Утро, заря, мелодичная, но все более воинственно усиливающаяся как бы издалека музыка. Это Диван - Совет знатных бояр Булгарии решает выдать Московии татарскую царицу-регентшу с юным царевичем, государственную казну в условиях ультиматума Ивана Грозного на обмен снятия осады Казани, неразорения «Казанской земли», посадки на казанский трон кандидатуры московского царя. Царица понимает, что ее предают и продают якобы во спасение Родины. Царица и юный царевич предаются воле Дивана во имя татарского народа, во имя его будущего. Стенания -прощание Сююмбике в мавзолее над гробом любимого мужа-царя Сафа-Гирея, убитого наемниками.
Светлая, спокойная музыка символизируют прощание царицы со своим народом, он должен видеть царицу величественной, несломленной, верящей, что будущее у татарского народа есть и оно будет. Звучат громко барабаны, неприятелю не терпится поскорее увезти царицу в полон.
Москва, мелодичный звон колоколов, как бы радостно возвещающие о полоне татарской царицы с царевичем. За звоном колоколов пугающая тишина, звучат ноты тихой подкрадывающейся опасности, исходящей от московского «белого царя» Ивана Грозного. Мужественной и непокоренной Сююмбике в православной Москве уготовано всеобщее поругание, лишение царевича престола казанского трона, насильственное крещение, государство земли Казанской-Булгарии лишается династии Гиреев.
Симфоническая поэма заканчивается трагическими и одновременно торжественными нотами несломленности духа царицы, чей образ вдохновляет наш народ, сколько бы времени не прошло с печальной даты. Вся история как в одно мгновение прошла передо мной, слушая музыку талантливого композитора Зульфии Рауповой.
Сочинение молодого композитора «Явление Сююмбике», написанного в честь тысячелетия основания города Казани, в 2004 году удостоилось награды - медаль «Ассамблеи народов России» за большой вклад в сохранение единства и самобытности народов Российской Федерации. Впервые произведение было исполнено в рамках Всероссийского фестиваля «Молодёжные Академии России», проходившего под патронажем Президента РФ, симфоническим оркестром Московской государственной академической филармонии - дирижер Александр Сладковский (Большой Концертный Зал – Казань, Большой зал консерватории - Екатеринбург, Концертный зал имени Чайковского –Москва).
Москвичи с восторгом встретили прекрасное исполнение оркестром симфонической поэмы «Явление Сююмбике», переполненный зал бурными овациями неоднократно вызывал талантливейшего дирижера, художественного руководителя Симфонического оркестра ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова Вячеслава Валеева.
Теперь о заявленной в программе турецкой музыке. Главной солисткой Симфонического оркестра ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова для исполнения турецких произведений была анонсирована скрипачка Президентского симфонического ансамбля (Турция) Чаыл Юджелен Акын. Ее заменил музыкант нашего ГМПИ Даниил Довженко. Дирижером от Турции стал Айтуг Ульген вместо Бурака Тюзюн, от России дирижировал Вячеслав Валеев.
В программе концерта была исполнена симфоническая сюита «Эсинтилер» («Ветры») композитора Феррита Тюзюна. По мнению профессионалов-музыкантов, произведение притягивает яркостью и красочностью оркестровки. Первая часть основана на постоянной игре тембров, в звучании которых проходят темы, навеянные анатолийскими фольклорными мелодиями. Вторая часть называется «Зейбек» -это традиционный мужской танец. Третья часть -«Дияр га бу» («Ах, эта земля»), вдохновлена народными песнями.
Симфония №2 Ульви Джемаля Эркина - один из примеров объединения ладовых элементов турецкой традиционной музыки (макама) и западного симфонического музыкального языка. В первой части метафорический образ Турции, музыка навеяна легендами о прекрасном и героическом ее прошлом. Вторая часть музыки связана с размышлениями турецких философов, мыслями о Боге и человечестве. В третьей части через народные песни как бы была представлена панорама различных районов Турции.
Халида ХАМИДУЛЛИНА