В исламе понятие монарха или короля неприемлемо. Правитель избирается с согласия народа, при этом закладывается основа народной демократии и прямых выборов.
В светских государствах считают, что Богу нет места в делах государства. Эта идея безбожного государства в секуляризме близка к коммунистическому отказу от религии как института. Сторонники секуляризма считают, что это справедливое решение для управления обществами, которые разнообразны в религиозном плане, так как духовность является индивидуальным актом.
В средние века (V-XV веках) Европа была охвачена конфликтами культур и нуждалась в идеологии для объединения людей. Христианская церковь со своей универсальной привлекательностью пересекала национальные границы и обеспечивала альтернативный институт для создания государства. По мере того как она росла в своем влиянии, одобрение со стороны церкви стало обязательным для осуществления управления монархом. Политическое одобрение со стороны религиозной структуры создавало трения между правителями, становившиеся во многих случаях ожесточенными. Правители узаконивали свою политическую власть через утверждение, что христианская религия не обеспечивает свод законов для управления делами государства. Этот недостаток теологической основы и постоянная борьба за власть между временной и духовной властью создавали обстановку, способствующую разделению этих прав.
С началом современной эры Французская революция создала идею национального государства, управляемого представителями народа без необходимости одобрения со стороны церкви. За последние три века США и Европа разработали светскую форму государства, с демократией и капитализмом в качестве его средств.
В то время как Европа находилась в темных веках, в Аравии возникла новая религия под названием ислам. Исламская идея государства подчеркивает, что абсолютная верховная власть находится у Бога как Создателя. Люди, как наместники, могут управлять сообществом, имея ограниченную власть создавать законы. В исламе понятие монарха или короля неприемлемо. Правитель избирается с согласия людей, при этом закладывается основа народной демократии и прямых выборов. В VI веке, когда остальная часть мира управлялась монархами, эта идея была сравнительно новой. Ислам ввел идею о том, что правитель должен оставаться у власти до тех пор, пока он не нарушает постулатов религии. Исламская идея государства смотрит свысока на преемственность власти через наследование и предпочитает, чтобы при выборе правителя критерием была личность человека. В исламском обществе кандидат не должен стремиться к публичной должности, а скорее люди должны выбрать человека, который, по их мнению, подходит для этого поста. Эта идея является прогрессивной даже сегодня и обращается к дилемме конфликта интересов. Президентская система США достаточно близко подходит к исламской форме государства.
Ислам отдает абсолютную власть правителям, но четко определяет, что они будут подвергаться более высоким стандартам Божьего суда в последующей жизни. Правители должны назначать группу людей, которая называется шура (совет), чтобы советоваться. Распространено мнение, что членами шуры должны быть эксперты в шариате или религии. В реальности получается, что шура должна состоять из технократов, которые являются экспертами в управлении. В отличие от христианства, в исламе не было идеи институционализации церкви или назначения религиозных лидеров, которые бы могли повлиять на политический выбор людей. Это освобождало людей от разделения их верности между временной и духовной властью.
С VI по XV век исламское государство расширилось и стало включать в себя большую часть Ближнего Востока, Испании и Турции в Европе, части Центральной и Южной Азии, и Северной Африки. По мере роста сообщества и включения в него людей с разным этническим происхождением возникла необходимость в штате религиозных ученых для обучения новообращенных исламскому образу жизни. Намерения были хорошими, но эти религиозные ученые использовали кафедру мечети для того, чтобы начать влиять на политические, социальные и научные взгляды людей. Это в итоге привело к уменьшению открытых запросов. В то время как христианство нашло решение для сокращения политического влияния римского папы в секуляризме, в мусульманских государствах во всем мире свою политическую власть начали проявлять муфтии.
В то время как в XVII веке ислам находился в упадке, Европа вышла из темных веков и вступила в индустриальную революцию, благодаря принятию светской идеологии. Конец холодной войны в начале 90-х годов XX века считался триумфом секуляризма и его действительности в качестве общественного блага для всех.
На протяжении всей истории государств секуляризм боролся с контролем религиозных импульсов лиц, принимающих решение, которые осуществляли управление. Президент Буш, будучи главой светского государства, искал одобрения вышестоящего Отца и нуждался в его рекомендации, чтобы начать вторжение в Ирак.
В чисто светском обществе аборт не должен быть спорным вопросом, но он таковым был во время избирательных кампаний президентов. Во время избирательной кампании Президента Обамы многие задавались вопросом о его религиозной ориентации, демонстрируя этим то, что даже в светском государстве для электората религия кандидата является важным вопросом. Похожая борьба происходила также в Голландии, Швеции и Франции, где проявления религии широко критиковались. В исламе неопределенность не возникает, так как человек, избираемый на публичную должность, обязательно должен быть человеком веры.
Некоторые политические мыслители подвергают сомнению жизнеспособность исламской системы управления в обществе, которое разнообразно в религиозном плане. Коран четко устанавливает, что нет принуждения в религии и что каждый человек должен найти свою собственную религиозную веру. Мусульманские граждане должны подчиняться закону страны, в которой мусульмане являются меньшинством, и защищать эту страну от любого вида агрессии. Они должны активно выступать только в том случае, если они подвергаются дискриминации из-за религии или их ограничивают в исповедании своей религии. Точно так же немусульманину в стране с большинством мусульманского населения должна гарантироваться безопасность и свободное выражение своей религиозной принадлежности.
Исламская экономическая система может называться капиталистической с единственным исключением, что процент как финансовый инструмент запрещен. В исламском обществе капитал, который превышает потребности человека, должен переинвестироваться через долевое участие. Это не только создает рабочие места через открытие малых предприятий, но и вовлекает инвестора в качестве активного участника в деятельность, а не делает его пассивным получателем фиксированной доли. Частная собственность считается в исламе священной, и никто, даже государство, не имеет права конфисковать его, за исключением случаев, когда это предписывается уголовным или гражданским судом. Для сокращения разницы в доходах вводится налог на богатство в форме закята, который должен распределяться среди бедных людей.
В XXI веке Запад может быть богатым в плане качества материальной жизни, но он сталкивается с духовной дилеммой, которая приводит к самоубийствам, разбитым семьям, где дети воспитываются одним из родителей. Это будет в конечном итоге сказываться на творчестве, новаторстве и страсти преуспевать. Мусульманские общества, с другой стороны, имеют невредимые духовные ценности, но передают право управления муллам, вместо того чтобы передавать его экспертам в своих областях.
Исламские общества должны забрать власть у богословов и дать возможность каждому человеку искать знание, избирать своих правителей без принуждения и иметь прямую духовную связь с Богом.
Абдул Каййум Хан Кунди
Президент Торговой палаты Пакистана в США
Перевод: Зухра Галиева
Источник: dailytimes.com.pk