Сегодня, когда планета охвачена экономическими кризисами, а мировое сообщество озабочено поисками путей его решения, не следует ли человечеству задуматься об истинных причинах его наступления?
Сегодня, когда планета охвачена экономическим кризисом, а мировое сообщество озабочено поисками путей его решения, не следует ли человечеству задуматься об истинных причинах его наступления?
Сегодня, когда планета охвачена экономическим кризисом, а мировое сообщество озабочено поисками путей его решения, не следует ли человечеству задуматься об истинных причинах его наступления?
Занимающиеся данной проблемой экономисты одной из главных причин этой «глобальной экономической катастрофы» называют крах построенной на ростовщичестве мировой финансово-кредитной системы.
Не вдаваясь в экономические тонкости данной системы, давайте обратимся к «Руководству для Богобоязненных» - Священному Корану, в котором Сам Творец Всей Вселенной сказал:
“Те, кто поедает рост (живет за счет ростовщичества), встанут подобно сраженному, пораженному Дьяволом. А причина этого в том, что они приравняли торговлю к ростовщичеству. Бог разрешил людям торговлю, но запретил ростовщичество. Кто, узнав об этом, прекратил, то ему все то, что было. Всевышний рассудит. Кто же вернется, они – обитатели Ада навечно” (Св.Коран, 2:275)
Комментируя данный категорический запрет на ростовщичество, мусульманские ученые одной из главных причин называли полную безнравственность данного действия.
Ростовщичество, во-первых, подразумевает необоснованное присвоение чужого имущества, не взамен чего-то, а просто так, ни за что. Во-вторых, оно прививает лень и тунеядство, когда человек, абсолютно ничего не делая, получает личную прибыль, в ущерб благосостоянию других. Такой человек уже не заинтересован в развитии производства, торговли или сельского хозяйства, которые могли бы принести пользу обществу в целом. И, наконец, ростовщичество – это обогащение одного человека за счет тяжелого положения и нужды другого. Все эти положения, безусловно, противоречат учению Ислама, основанного на справедливости и высокой нравственности.
Но современное общество уже давно погрязло в болоте аморальности, где личные интересы стали выше общественных, а в погоне за выгодой любые средства и способы становятся приемлемыми. Из человеческих взаимоотношений исчезают понятия «доброты», «милосердия», «жалости», «взаимопомощи» на место которых все чаще приходят «зависть», «высокомерие», «жестокость» и «эгоизм».
Подобное падение нравственности было характерно и для арабского общества в период, известный в истории под названием «джахилия» - «невежество». В это время добродетель стала считаться позором, а пороки превозносились как достоинства. Разврат и прелюбодеяние распространились до такой степени, что многие просто не знали своих отцов. Пьянство и азартные игры не считались постыдными. Ростовщичество сделалось нормальным явлением, а умение любыми способами добиваться выгоды за счет других относилось к числу больших достоинств и свидетельствовало о величии ума.
Однако буквально за несколько десятилетий, это же самое общество на многие века становится эталоном высокой нравственности, прекрасных человеческих взаимоотношений и культуры поведения. Пропитанные божественной моралью индивидуальные и общественные законы этого, поистине, лучшего в истории человечества, общества за столь короткое время приводят его к стремительному экономическому подъему и социальному благополучию. Еще недавно закапывающие живьем новорожденных девочек стали строго оберегать права женщин. А когда-то жестоко издевающиеся над чернокожими рабами не просто дают им свободу, но и провозглашают их своими равноправными братьями. Живущие за счет ростовщичества и обмана отменяют не только лихву и проценты, но и часто прощают долги, расходуя даже собственные средства на благотворительность и помощь нуждающимся.
Выдающийся татарский богослов и историк Ризаэтдин Фахретдин отмечал: «Общество, имеющее высокие нравы прогрессирует, а вместе с падением нравственности опускается и само общество». Объясняя феномен победы первых мусульман-арабов, «вышедших из гор Хиджаза, не умевших даже шить себе рубашки и оборачивающихся в полотна», над обладающими лучшими армиями, самыми могущественными, богатыми, и высокообразованным нациями того времени – персами и византийцами, Ризаэтдин хазрат писал: «Причина эта известна. У византийцев и персов к тому времени были испорчены нравы, а арабы, воспитанные Божественным Откровением и Пророческим Посланием, имели прекрасную нравственность. Низкие нравы не смогли противостоять высоким. И данное положение многократно проверялось в истории Ислама и после персов и византийцев, каждый раз имея одинаковой результат, основываясь на который можно заключить: «Благонравные общества – счастливы, а безнравственные – несчастны».
Такой колоссальный нравственный подъем безусловно стал возможен лишь благодаря ниспосланному Всевышнем Аллахом пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), который сам характеризуя свою миссию говорил: «Большая часть моей пророческой миссии была направлена на усовершенствование прекрасных нравов». И действительно, вся его благословенная жизнь, в том числе и до начала пророчества, полна удивительных высоконравственных примеров, каждый из которых требует отдельного повествования.
Всего одно слово - «аль-Амин», которым Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) называли соплеменники, скрывает за собой множество великих примеров высокой нравственности. «Аль-Амин», дословно означающее «верный, надежный, уверенный», по-своему трактуется разными людьми, каждый из которых вкладывает в его прекрасное значение свой оттенок понимания. Пророк же в абсолютной форме воплощал в себе все эти великолепные значения.
Для предпринимателя или торговца «аль-Амин» значит надежный в торговле и финансах, честный, никогда не нарушающий обещаний, далекий от всех форм лжи и обмана. И Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) даже в ту ночь, когда должен был уйти из Мекки, переселяясь в Медину, у себя на хранении имел некоторые вещи тех, кто не признавал его пророчества. Они отрицали его как Пророка, но, даже они доверяли ему больше, чем своим близким. А он, в лучшей мере воплощая в себе это прекрасное качество «аль-Амин», несмотря на угрозу смерти, оставляет в Мекке своего двоюродного брата ‘Али, что бы вернуть ценности хозяевам.
Для руководителя «аль-Амин» значит тот, кому можно доверить управление, кто умеет объективно анализировать события и принимать правильные решения. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был самым лучшим управленцем и руководителем, оставаясь при этом самым отзывчивым и понимающим человеком во всей Вселенной. Стоит лишь вспомнить его мудрое решение во время реконструкции курайшитамии Каабы, которое произошло за пять лет до начала Откровений. Назревающий конфликт между племенами за право возложения «Черного Камня» был исчерпан, когда Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) принимает решение, согласно которому представители каждого племени одновременно взявшись за концы плаща с «Черным Камнем» сообща поднести его к нужному месту.
Воин назвал бы «аль-Амином» храброго, сражающегося в первых рядах, и никогда не оставляющего поля битвы человека, умело ведущего бой. И таких примеров в жизни Посланника Всевышнего было не мало – это и его проницательность при заключении мирного соглашения при Худайбии, и особый подход при взятии Мекки, битве при Хунайне и Таифе.
Бедняки и неимущие подразумевают под «аль-Амином» человека, к которому всегда можно обратиться за помощью и который всегда ответит на просьбу просящего. Немощные и сироты назвали бы так того, кто взял бы их под свою защиту, того, кто отнесся бы к ним как отец или старший брат, благодаря заботе которого все их страхи улетучились. Живущие в мире унижений, мучений и притеснений рабы, которых никто и никогда до этого не считал за людей, назвали бы «аль-Амином» человека способного принять их за благородных созданий. И наглядной иллюстрацией каждого из этих пониманий становится то или иное событие в жизни одного человека, посланного Всевышним, с самым прекрасным нравом, современники которого, все без исключения, называли «Мухаммад аль-Амин».