В данной заметке мы предлагаем нашим читателям познакомиться с именем выдающегося татарского (крымско-татарского) общественного деятеля, интеллектуала, публициста Исмаила Гаспринского (1851-1914), благодаря которому мусульманское население Российской империи сумело совершить революционный прорыв в образовательной и культурной жизни.
Исмаил Гаспринский родился 8 марта 1851 года в крымской деревне Авджыкой от второй жены Мустафы Гаспринского - Фатимы Султан. Он получил образование домашнее, в начальной школе (мектебе), в Симферопольской казенной мужской гимназии, в воронежском военном учебном заведении, а затем во 2-й Московской военной гимназии. Вернувшись в Крым он несколько лет проработал учителем, после чего на несколько лет отправляется в путешествие во Францию (1871 год) и Турцию (1974 и 1875 годы).
В годы жизни в Париже Гаспринский активно изучал культуру и общественную жизнью этой европейской страны. Есть сведения, что он посещал лекции в Сорбонне. Возможно, именно в эти годы он проникается реформаторским духом и желанием, чтобы его народ ничем не уступал по степени просвещенности от передовых мировых наций.
В 1874 году Исмаил Гаспринский покидает Францию и через Магриб отправляется в Турцию, а именно в Стамбул, чтобы лучше изучить культуру и историю турецкого народа.
После возвращения на родину он пытается открыть первую газету на крымско-татарском языке. И в 10 апреля 1883 Гаспринскому разрешили издавать и редактировать крымскотатарско-русскую газету «Переводчик-Терджиман». Она долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России, а с началом ХХ века старейшей мусульманской газетой в мире. Газета просуществовала почти 35 лет и была закрыта 23 февраля 1918 года. В эти же годы создает новую азбуку и учебную программу для тюрко-татарских школ.
В своей газете Гаспринский пытался выработать общетюркский язык и объединить на этой основе весь тюрко-мусульманский мир. Известный татарский писатель Джамал Валиди писал:
"Его газета издавалась один-два раза в неделю в небольшом формате и в небольшом количестве экземпляров, но действие, производимое этим маленьким листком, было в тысячу раз важнее русского "Нового Времени" или какого-нибудь английского гиганта, вроде "Таймса". Прошло несколько лет, и уже плоды его усердной работы вырастали на его глазах. Под влиянием "Тарджемана" открывались в разных концах России масса новых школ, много благотворительных учреждений, начиналась литературная деятельность. Мусульмане России посредством "Тарджемана" ознакомлялись и сообщались друг с другом и осведомлялись о том, что совершается во всем культурном мире».
В 1906 г. он даже создает специальный журнал "Галяме нисван", первое специализированное женское издание в тюркском мире.
Гаспринский заложил основу реформирования системы народного образования мусульманских народов. С его именем связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока — джадидизм (новый, более светский метод обучения), которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах. И. Гаспринским были разработаны основы преобразования мусульманской этноконфессиональной системы народного образования. Его новые методы обучения с успехом применялись не только в среде российских мусульман, но и за рубежом. Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Наиболее известным из них стал учебник «Ходжа и субъян» («Учитель детей»).
Исмаил Гаспринский - Один из организаторов Всероссийских съездов мусульман партии “Иттифак аль-муслимин”. В 1905 г. он избирается председателем 1-го съезда мусульман России.
Умер выдающийся мусульманский интеллектуал в 1914 годй в Бахчисарае и похоронен на территории Зынджырлы медресе.