Правитель Сайф аль Давлы предоставил дом в Алеппо для Аль- Фараби, известного на латинском как Alpharabius. Абу Наср ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль Фараби родился в Васите, недалеко от Фараба, в 256-257 годах по Хиджре, а по григорианскому летоисчислению - в 870 г. в юрте воина из тюркского племени кипчак.
Отец его жил близ Отрара и был одним из дружинников, охранявших подступы к этому городу. Когда отец стал одним из военачальников и переехал в Отрар, поселившись близи библиотеки, юный Мухаммад начал часто посещать библиотеку, увлекшись книгами. Он помогал ученым переписывать трактаты, сделался блестящим каллиграфом...
В суровые для Отрара дни молодой ученый всегда был рядом с отцом. После гибели отца он занял его место, но настоящим полководцем не стал. Притягательная сила науки оказалась сильнее.
Его родной язык тогда назывался кумранским. Но чтобы проникнуть в тайны многих книг, нужно было знать еще и язык арабов, и персов, латынь и санскрит. И он с легкостью изучал и познавал языки, раскрывая их красоту. Он любил музыку и создал свой первый (не единственный) музыкальный инструмент - казахскую домбру.
Вместе со знаменитым переводчиком Абу Баширом Матта переводил труды Аристотеля с греческого на арабский и персидский. И, чтобы они были понятны ученым и философам Востока, написал свои гениальные комментарии к трудам Аристотеля, за что очень скоро его самого стали называть "Аристотелем Востока", Мугалимом.
Странствия, познание жизни, изучение каждого нового суждения, нового трактата об астрономии и медицине, математике и философии, музыке и ботанике, физике и химии стало страстью Абунасыра Мухаммада Аль-Фараби.
Для ученых того времени очень скоро становятся известными его научно - философские рубаи и его трактовки, то есть суждения по теории стихосложения, правописания, об искусстве каллиграфии.
Он начинает работать над многотомным "Китаб ал-Музика ал-Кабир" - трактатом о музыке. Подвергает анализу геометрию Эвклида и пишет комментарии к "Алмагесту" Птолемея.
Он становится знаменитым на Востоке астрономом и астрологом, замечательным врачом. Он развивает учение Гиппократа, и в то же время делает открытия в минералогии и физике, создает трактат о теории познания - "О происхождении наук".
Его трактаты: "Жемчужина премудрости", "Взгляды жителей добродетельного города", и "Гражданская политика"- на протяжении тысячи лет изучаются в университетах Востока.
"Взгляды жителей добродетельного города", где, используя социальные идеи древнего Востока, Фараби разработал стройную теорию общественного устройства. Во главе добродетельных городов (ал-мадина ал-фазила) находятся правители, выступающие одновременно и в роли предводителей религиозной общины.
В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло. Добродетельным городам Фараби противопоставляет невежественные города (ал-мадина ал-джахилия), правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.
Требования, предъявляемые Фараби к тому, кто желает постичь мудрость, столь же высокого порядка
«Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки.
Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил Сунны и Шариата. Стремиться к возвышению в науке и среди ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, не избирая ее средством приобретении материальных благ".
Тот, кто преследует иные цели, то есть «подчиняется» честолюбию, славе и материальным благам, изменяет самой сути философии. Именно это, то есть предательство разума и творческих способностей человека - наихудший порок, поскольку, как считает Фараби, растлевается ни душа отдельного человека, спекулирующего духом и продающего его, а всего общества - сверху донизу.
Незадолго до своей смерти великий мыслитель покинул Дамаск - город, который тогда находился во владении султана Сайф Аль-Давлы. Быть может, Аль-Фараби собирался вернуться в свой родной Отрар, но был уже стар и не мог, как прежде, неутомимо следовать по древним пыльным дорогам за караванами.
Он лечил людей - ткачей и скорняков, погонщиков караванов и рабов Харуна Аль-Рашида . Это при том, что он - бывший личный врач самого халифа, а потом султана Сайф Аль-Давлы.
Отдыхая от споров и работ над трактатами, он трудился с кетменем в руках, помогал людям растить сады и сеять хлеб.
Как географ, он обошел с посохом в руках Тараз и Дженд, Самарканд и Бухару, Хиву и Герат, Мерв и Кабул, Газну и Харран, Халеб и Дамаск, но не смог завершить свой путь и вернуться в свой Отрар.
Аль-Фараби умер в небольшом селении под Дамаском, а мудрецы всех восточных городов, его ученики, с восторгом и восхищением вчитывались в строки его гениальных трактатов - "Существо вопросов", "Субстанция", "Время", "Пустота", "О душе", "О разуме и понятии"…
Перевод Islamonline.ru