На первый взгляд может показаться, что отель Sultan Beach близ турецкого города-курорта Бодрум со своим плавательным бассейном, лежаками и людьми, попивающими прохладительные напитки, похож на любой другой курортный отель.
Но при более пристальном изучении оказывается, что у бассейна вообще не наблюдается женщин, а в напитках нет ни грамма алкоголя. Отель управляется в строгом соответствии с мусульманскими религиозными законами, и этот сегмент туристического рынка владельцы турецких гостиниц начинают осваивать все активнее.
«Какой бы отдых вы не хотели получить, в туристическом секторе найдутся варианты, – говорит владелец отеля Sultan Beach Али Бикакчи (Ali Bicakci). – Мы хотели разработать альтернативное предложение, поскольку на такой вид отдыха спрос среди консервативной части населения постоянно растет».
Популярный курорт Бодрум на Эгейском море, ассоциирующийся с развеселыми вечеринками и всяческими излишествами, нередко в шутку называемый «постелью Европы» (прозвище основано на игре слов в английском языке «bodrum-bedroom» (спальня)), может показаться не тем местом, куда бы захотели приехать подобного рода отдыхающие. Но исламские отели – «халяльные», как их обычно называют в Турции, – энергично упрочивают свои позиции в таких приморских курортных районах. На прилегающей к Бодруму территории – города с населением около 130 тысяч человек – таких гостиниц насчитывается уже шесть штук.
Подобная тенденция объясняется экономическими соображениями, а также возвратом к исламскому наследию Турции. Десятилетнее правление происламской Партии справедливости и развития (ПСР) ознаменовалось для Турции экономическим бумом. Его плодов вкусила не только, как водится, светская элита: значительная часть новообретенного богатства распределилась среди благочестивого электората ПСР. Это и дало толчок к формированию зажиточного мусульманского среднего класса.
«Успех мусульманских групп в экономике означает, что им требуется отправиться в отпуск и провести его по исламским законам, – объясняет доцент социологии стамбульского университета Бильги Кенан Кайир (Kenan Cayir). – За годы правления ПСР мы стали свидетелями бурного роста количества подобных отелей. Исламский образ жизни обрел вертикальную мобильность, и такие отели являются тому доказательством».
По данным исследования, проведенного в 2012 году американской компанией DinarStandard, занимающейся изучением рынка мусульманского образа жизни, а также сингапурским агентством по исламскому туризму Crescentrating, мировой рынок мусульманского туризма оценивается в 126 млрд долларов.
Али Бикакчи, предпочитающий называть свой отель не «халяльным», а «альтернативным» или «дружественным по отношению к мусульманам», планирует построить в Бодруме еще один, пятизвездочный, отель для обслуживания приезжающих на отдых мусульманских гостей. В его нынешнем отеле имеется отдельный бассейн для женщин, а также помещения для отправления молитв. Кроме того, в отеле действует запрет на алкоголь.
«До появления подобных мест мы обычно проводили отпуск не так, – говорит академик, назвавшийся Гасаном и остановившийся этим летом в отеле Sultan Beach. – Теперь мы предпочитаем приезжать в альтернативные отели: времена изменились, отели предлагают теперь разные скидки».
Тарифы во многих подобных отелях являются вполне конкурентными: размещение в таком отеле обойдется в 30 евро (около 39 долларов) за сутки – сравнительно неплохая цена за проживание в гостинице на Эгейском или Средиземном море, где они по большей части и расположены. Этот сектор, похоже, растет быстрыми темпами. По данным министерства туризма, на данный момент в Турции насчитывается 18 «халяльных» отелей, быстрый же поиск в сети Интернет дал результат, более чем вдвое превышающий эту цифру.
Все основные курортные районы Турции теперь обзавелись подобными отелями, в других они уже строятся. В Стамбуле, где находится три «халяльных» отеля, вскоре появится пятизвездочный мусульманский отель. Как сообщила газета Hürriyet Daily News, в ноябре прошлого года государственная катарская инвестиционная группа Retaj объявила о планах вложить 500 млн долларов в строительство мусульманских отелей в Стамбуле и других городах на территории Турции.
Эта тенденция крепнет на волне растущего числа арабских приезжих. По данным министерства туризма, в период 2011-2012 гг. количество путешественников только из Саудовской Аравии увеличилось на 151 процент (составив 42 тысячи 345 человек). Но в стране, в которой общество раскололось на верующих и сторонников светской модели развития, практически ни один разговор о религии не обходится без скандалов и теорий заговоров.
«Позиции ПСР в прибрежных городах этого региона слабы, – утверждает Окан Озсу (Okan Özsu), местный чиновник из бодрумского отделения Народно-республиканской партии – главной оппозиционной силы Турции. – Консервативные жители больших городов навязывают свой образ жизни, привнося в нашу жизнь свою одежду и образ жизни вроде раздельных мест для купания мужчин и женщин».
Морские процедуры являются одним из самых наглядных признаков усиления сектора мусульманского туризма: многие женщины носят теперь полностью закрытый купальный костюм «хасема», открывающий только лицо, кисти рук и ступни. Для светских туристов Бодрума, многие из которых привыкли к виду мало что скрывающих бикини, это зрелище сродни культурному шоку. «У нас не должно быть ничего общего с женщинами в таких купальниках, – уверен отдыхающий по имени Мурат. – Мы люди, которые ценят удобство и комфорт».
Другие же придерживаются мнения, что надо жить и давать жить другим. «Это их выбор, и я уважаю его, – говорит женщина за 30 по имени Муге (Muge), сидя на пляже и попивая пиво. – Но я думаю, плавать в таком одеянии довольно сложно».
Создание специальной территории для женщин, огороженной высокой разделительной стенкой, на общественном пляже в прибрежном курорте Коджаэли на Мраморном море под Стамбулом вызвало в июле протест со стороны местного населения, которое сочло это действие подрывом светских устоев.
Этот спор решила сама природа: загородка была снесена штормом. Однако соблюдение мусульманских обычаев обретает все большую популярность, и «халяльные» отели Турции, похоже, пока выдерживают порывы посильнее того шторма – шквалы, созданные человеческой рукой.
Дориан Джонс, спецкор издания Eurasianet.org в Стамбуле