Отрасль круизного туризма Казани терпит колоссальные убытки из-за крушения теплохода «Булгария». Последние события, как в Казани, так и в Москве подорвали доверие людей к речным круизам - сейчас идет массовая сдача ранее купленных путевок. У людей панический шок – они просто боятся воды.
Рынок может погибнуть
«Туристическая отрасль находится на грани развала. И такая ситуация сохранится в ближайшие несколько лет», - заявляет руководитель ООО "Волжские путешествия" Вячеслав Самолин.
Турфирмы оказались перед выбором: совсем отказаться от этого вида туризма или принимать суда в субаренду. По морскому праву это называется таймчартер, а практикуется в России последние 12-15 лет. Судовладелец при этом сдает судно и услуги членов его экипажа в пользование на определенный срок.
Сегодняшняя ситуация говорит о полном отсутствии продаж – как максимум 1-2 путевки в день. По мнению специалистов, спад продаж в Казани колоссальный, в то время как в других городах они идут обычными темпами.
- Наша обязанность заключается не только в продаже путевок, это еще и техническое обслуживание, - говорит Вячеслав Самолин. - Мы должны окупить содержание теплохода, его зимний ремонт, заработную плату экипажа. Обычно, июль, август мы старались отработать таким образом, чтобы осталась возможность приобрести топливо, продукты для туристов, оплатит портовые сборы. А здесь получается, что август, сентябрь мы уже полностью в проигрыше. Сейчас наступил тот момент, когда должны начинать отрабатывать вложения, а продажи встали и мы в минусе на 8 миллионов рублей. Судите сами много это или мало, если в прошлые годы путевок было продано на 8 млн. больше.
Предпринимаются меры
По словам участников круизного рынка, для восстановления прежнего уровня требуются время и изменения в круизном и транспортном законодательствах. На это нужно обратить пристальное внимание, чтобы не получилось как обычно – пришла беда - открыли ворота, а через месяц дружненько закрыли обратно. Но тем не менее эта ситуация открыла глаза на многие вещи и естественно, должна привезти к повышению требований к безопасности плавания. Как говорят профессионалы, поспособствовала возникновению новых возможностей и более ужесточенных требований. В частности, были проанализированы и еще раз оценены все документы, которые имеют круизные судоходные компании, проведена большая работа со всеми крупными игроками круизного рынка РТ.
«Также была проведена проверка всех теплоходов, которые находятся в собственности или во фрахте туристических компаний Республики Татарстан. Туристы, покупающие путевки на эти теплоходы - речь идет о пяти судах (2 трехпалубных теплохода и 3 двухпалубных) - могут быть уверены, что разрешительные документы у них имеются. Они неоднократно проверены контролирующими органами и соответствуют всем требованиям безопасности».
- заявляет заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Сергей Иванов.
Специалисты говорят, что шансы повториться такому случаю сводятся к нулю. Сейчас при остановке в каждом городе идет тщательная проверка судна по 12-14 часов. До трагедии проверки проходили слабее.
Грамотный турист
Заместитель директора ЗАО «Бюро путешествий «Столица» Сергей Мильграм при обсуждении проблемы более предметно остановился на самих туристических компаниях и вспомнил, какая ситуация царила двадцать лет назад. Речные круизы тогда продавали всего две компании – «Татарстан турист» и «Спутник». У них было порядка 7-8 кораблей, эксплуатацию судов и ремонт осуществляло само пароходство, питание осуществляла контора судовых ресторанов. Сейчас же ситуация иная. Любой из 350 агентств, продаст путевку, а вот на то, чтобы объяснить клиенту как вести себя на теплоходе время потратит навряд ли. Поэтому эту обязательную информацию туристу нужно будет потрудиться и добыть самому во избежание драматических последствий.
Алсу Бадаева