Было время, когда делать покупки по-мусульмански означало избегать свинины, алкоголь и покупать мясо у халяльного мясника, который забивает скот в соответствии с исламскими принципами. Однако за последние десять лет рынок халяльных продуктов питания расширился и теперь составляет 632 млрд. долларов в год
Согласно данным журнала Halal Journal, издаваемого в Малайзии. Это около 16% всемирного рынка продуктов питания. Бросок в растущий быстрыми темпами исламский финансовый сектор, и несметное количество других продуктов и услуг – косметика, недвижимость, отели, мода, страхование – соответствующие исламскому праву и учениям Корана, и стоимость сектора уже составляет более 1 трлн. долларов в год.
Одна из причин роста халяльной экономики – 1,6 млрд. мусульман мира. В желании воспользоваться этим крупным рынком, немусульманские мультинациональные компании такие как Tesco, McDonald's и Nestlé расширили свои предложения для мусульман и теперь контролируют около 90% всемирного халяльного рынка.
В то же время правительства Азии и Ближнего Востока вкладывают миллионы в то, чтобы стать региональными «халяль центрами», обеспечивая специализированные центры производства и «халяль логистики» - системы для поддержания чистоты продукта во время его транспортировки и хранения. Повышенная конкуренция приводит к тому, что каналы производства и поставок переходят в необычные места. Большая часть мяса курицы, продаваемой в Саудовской Аравии, выращивается в Бразилии – это означает, что бразильцы установили специальное оборудование для халяльного забоя.
Скотобойни в Новой Зеландии, крупнейшего в мире экспортера халяльной баранины, принимали делегации из Ирана и Малайзии. А Нидерланды, стараясь максимизировать роль Роттердама в качестве крупнейшего порта в Европе, построили халяльные товарные склады, чтобы импортируемые халяльные товары хранились отдельно от свинины и алкоголя.
Такие меры, конечно, обходятся не дешево, но из-за того, что «якорем» индустрии являются продукты питания, бизнес процветает, даже в период экономического кризиса. «Какой спад?», - вопрошает Нордин Абдулла, исполнительный директор журнала Halal Journal. «Вам может, и не понадобится сумочка от Гуччи, но без еды вы не сможете», - говорит он.
Это касается не только продуктов питания. Компании, изготавливающие лекарственные препараты, такие как Principle Healthcare в Великобритании и Duchesnay в Канаде теперь продают халяль витамины, в которых нет желатина или других производных продуктов от животных, делающих, по мнению некоторых исламских ученых, продукты запрещенными с точки зрения религии. Малазийская компания Granulab производит синтетический материал для пересадки кости, чтобы избежать использования кости животных, в то время как малазийских и кубинские ученые совместно работают над созданием халяльной вакцины от менингита.
В регионе Персидского залива недвижимая компания Burooj занимается этим нишевым бизнесом, не только исламскими банками, но также проектирует отдельные для мужчин и женщин спа и бассейны. Ряд компаний создают линии халяль косметики для мусульманок, заботящихся о том, чтобы продукты по уходу за кожей не содержали спирт, а губные помады были без животного жира.
Растущая исламская финансовая индустрия использует всемирный экономический кризис, чтобы привлечь новых клиентов среди немусульман. Инвесторов привлекает консервативный подход, используемый в исламском банкинге: исламское право запрещает банкам начисление процентов (вместо этого клиенты платят вознаграждение), также многие ученые не одобряют инвестирование в компании с чрезмерными заемными средствами. Несмотря на то, что в настоящее время эта индустрия составляет всего лишь 1% всемирного рынка, она растет темпами в 15% в год, и может достичь 4 трлн. долларов в течение следующих пяти лет, с сегодняшних 500 млрд. долларов, согласно докладу Moody's Investors Service.
Те, кто понимают рынок халяль только в традиционном смысле – как то, что относится к мясу и не более того – считают, что индустрия заканчивается на стандартах к продуктам питания. Однако более передовые сторонники индустрии мечтают об автомобиле и мебели в соответствии с принципами мусульманского финансирования, требованиями к труду и этическими требованиями. Приводя в пример успешность кошерной и органической индустрии - в том как можно поступать правильно и при этом делать успешный бизнес - некоторые предприниматели считают, что халяль продукты могут перейти в основной поток рынка, благодаря тому, что клиенты стремятся к высококачественным и этическим продуктам. Некоторые фирмы, которые работают в соответствии с шариатом, подчеркивают, что уже многими их клиентами являются немусульмане. В отелях Jawhara Hotels (сеть отелей, работающая в соответствии с исламом в которых не подается алкоголь, принадлежащая конгломерату Al Lotah) 60% клиентов – немусульмане, которых привлекает спокойная и семейная обстановка этих отелей. Голландская компания Marhaba, продающая печенье и шоколад, сообщает, что четверть его клиентов - это немусульмане, и их беспокоят не религиозные нормы, а безопасность еды. «Люди всегда стремятся от одной хорошей вещи к более хорошей», - говорит Мах Хусейн-Гамблз, основатель компании Saaf Pure Skincare, занимающейся халяль косметикой.
Переведено специально для «Инфо-Ислам», Time.com