При правильном позиционировании халяльного товара прибыль компаний растет ежегодно на 40%.
Тот, кто следит за развитием халяльного рынка в России, безусловно, понимает, что данный бренд динамично развивается, а ежегодно публикуемая статистика продаж этой продукции лишь подтверждает сказанное.
Кульминационным моментом для этого бренда в России, конечно, стали выставки, проведенные в Москве и в Казани в июне 2010 года. Наличие на этих выставках многих известных и малоизвестных предприятий, которым интересен этот бизнес, – впечатляет. В Казани, как и в Москве, свыше 40 предприятий представили свой ассортимент халяльной продукции. На казанской ярмарке самым дальним гостем в географическом плане стала Челябинская птицефабрика «Равис». Видимо, пока в России производство халяля дальше этого города не продвинулось.
Пионеры халяльного рынка
42,23 KbПроизводителям прежде всего важна прибыль. Если они не почувствуют, что здесь пахнет деньгами, ни за что не возьмутся производить это, разве что на свой страх и риск. Сегмента «Халяль» это не касается, и они все прекрасно понимают. Кто мог подумать, что ежегодный прирост производства составит 30%, а то и все 40% в год? Сейчас так и происходит, но, например, в 90-е годы прошлого столетия, когда и начинало развиваться производство халяля, на российском рынке было всего несколько игроков, в основном, пензенские и самарские частные предприниматели, которые выпускали небольшое количество халяльной продукции. А крупным производителем этой продукции в то время был один лишь Казанский мясокомбинат. Он начал это производство случайно: необходимы были халяльные поставки для делегатов Первого съезда Всемирного конгресса татар. В 1992 году комбинат с этой задачей справился и после этого оставил в своем ассортименте халяльные позиции, тем более что они хорошо шли и приносили прибыль.
Другие игроки появились лишь в начале этого века, 5 - 6 лет тому назад. Тогда и возник вопрос о доверии к этой продукции. Маркетинговые службы многих производителей халяля сегодня как раз забывают о доверии. А это немаловажный факт в ее продвижении. К примеру, на московской выставке от представителей московского мясокомбината «Царицыно», я услышал жалобы, что как-то слишком вяло продается их продукция в мусульманских регионах России, в частности в Татарстане, а также в СНГ. Но, к сожалению, никто и не позиционировал «Царицыно» как халяльного производителя. Все, кого я бы ни спрашивал о халяльной продукции «Царицыно», прежде всего задавались вопросом: кто их контролирует и можно ли им доверять?
Для мусульман очень важно, чтобы халяльная продукция была подконтрольна, главное, самим мусульманам. Я сам о четком контроле за халялем на мясокомбинате «Царицыно» узнал на Первой московской халяльной выставке, когда познакомился с человеком, который контролирует весь процесс производства. Лишь после этого я осмелился продегустировать их продукцию. К слову сказать, к примеру, над своим имиджем Йошкар-олинский мясокомбинат работал очень долго. Его продукции начали доверять со стопроцентной уверенностью только через год после того, как она появилась на рынке. Сейчас они крепко держат свою «халяльную» нишу под маркой «Йола» продукцией премиум-класса.
На выставках вообще многое узнаешь. Например, развитие халяльного производства интенсивно начинается там, где при Духовных управлениях мусульман появляются контролирующие органы – Комитеты по стандарту «Халяль». Так произошло в Башкортостане, поэтому на двух выставках можно было увидеть многих башкирских производителей.
Сейчас в России все производители работают по двум системам: казанской и московской, последняя разработана Центром стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России. Безусловно, первыми свою систему и знак соответствия зарегистрировали татарстанцы. Благодаря грамотной работе Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ и Республиканского сертификационного методического центра «Тест-Татарстан» все производители халяля в республике находятся под контролем, и на каждом предприятии есть свои контролеры. Например, на Казанской птицефабрике, выпускающей «Халяль» под брендом «Пестречинка», забой ведет сам имам поселка Осиново, где она и расположена. «Челны-бройлер» жестко контролирует мухтасибат Набережных Челнов.
Но все-таки есть отличия между московскими и казанскими контролирующими органами. К примеру, на белгородской птицефабрике «Приосколье», подконтрольной Совету муфтиев России, промышленный забой птицы налажен так: конвейер запускается нажатием кнопки «бисмилля». В принципе, весь мусульманский мир так и поступает. Представляете, сколько нужно было бы забойщиков, чтобы прокормить 200 млн. мусульман Индонезии! В таком режиме работают халяльные птицефабрики во Франции и Бразилии, но не все, конечно. Татарстанский менталитет пока это не освоил. В Комитете по стандарту «Халяль» ДУМ РТ заявляют, что ни на одном контролируемом ими предприятии промышленного забоя не будет! «Мы работаем над качеством и доверием, поэтому для нас очень важен процесс забоя, и он останется ручным», – говорят в Комитете. Объемы производства халяльной птицы только растут, поэтому, как долго это продлится, пока неизвестно. Но потребитель ощущает разницу: ему роднее то, что производится обычным «дедовским» способом, то есть ручной забой.
Надо отдать должное отделу маркетинга белгородской птицефабрики, которая недавно запустила свой халяльный бренд «аль-Сафа», что во многом уменьшит ассоциацию этой продукции с маркой «Приосколье» и станет роднее для мусульман. Возможно, это сделано специально, чтобы размыть тему промышленного забоя, кто знает!
«Халяль» халяльный
Если с мясом относительно его халяльности все понятно, то не совсем понятно, в чем суть халяльности булочно-кондитерских изделий, майонезов и кетчупов.
На самом деле, здесь вопрос еще более щепетильный. По крайней мере, так утверждают в Комитете по стандарту «Халяль» ДУМ РТ. Весь вопрос в ингредиентах и генно-модифицированной продукции, и не только в этом. Этой теме мы обязательно посвятим целую статью. Но необходимо отметить, что многие мировые «газированные» и «шоколадные» бренды идут на сертификацию своей продукции только ради имиджа. Любому мусульманину приятно, например, пить «Пепси» или есть шоколад «Нестле» с надписью «Халяль». Это практикуется в юго-восточных мусульманских странах, к примеру, в Малайзии, Индонезии, Сингапуре.
Но, например, для хлебозавода «Челны-хлеб», выпускающего халяльную продукцию под брендом «Тортугалия», это чистой воды бизнес, и, кстати, неплохой, если судить по их продажам. В основном, они ставку делают на национальную татарскую кулинарию и торты.
Фурор же на халяльном рынке произвел Казанский жировой комбинат, который наладил выпуск халяльного майонеза и кетчупа. Правда, они побоялись это выдать под брендом «Мистер Рикко» и разработали отдельную линейку товаров.
Война за халяль
В разгар подготовки и проведения Первой казанской халяльной выставки Kazanhalal-2010 компания «Эссен Продакшн АГ», торгующая майонезами под маркой «Махеевъ», неожиданно объявила войну халяльному майонезу Казанского жирового комбината. Не понравилось, что выделяют халяльный в такой продукции как майонез. Там считают, что весь майонез халяльный. Компания уже подала свое заявление в УФАС по РТ с требованием запретить Казанскому жировому комбинату, входящему в группу «Нэфис», выпускать майонез с маркировкой «Халяль». Дело пока в производстве, но надо отдать должное пиарщикам этой компании. Они выбрали подходящее время, но, к сожалению, неправильную стратегию.
Для правоверных мусульман выпуск халяльной продукции на любом предприятии – событие, которое они считают своей победой. Так как «Халяль» – это не просто бренд, а образ жизни. Им всегда будет приятно, что о них заботятся, уважают их религиозные чувства. Так вот «Халяль» – это религиозные чувства, а потребление продукции под маркой «Халяль» – проявление своего мусульманского характера. К любому производителю, который наладил у себя производство халяля, они будут трепетно относиться и покупать другую их продукцию. С учетом того, что религиозное самосознание людей из года в год растет и люди возвращаются к своим традиционным ценностям, «бить» по их быту – грубейшая ошибка! Мусульман в России, между прочим, 20 млн. Наоборот, надо завлекать клиентуру. Создавать все условия для развития халяльного рынка, тем более это ничего не стоит, особенно для таких крупных брендовых предприятий, как «Махеевъ».
Преуспевшие
К сожалению, осталось незамеченным на Казанской халяльной выставке награждение дипломами Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ трех крупных предприятий, которые внесли серьезную лепту в развитие халяльного рынка в России. Были отмечены Йошкар-олинский мясокомбинат за качество, Казанский мясокомбинат как первый производитель халяля за налаживания производства в 90-е годы и «Челны-бройлер» как лидер производства халяльной продукции в России.
«Предприятий, которые мы контролируем, много, а номинаций только три, – отметили в Комитете, – мы стараемся в своей работе всем уделять особое внимание, поэтому скромно и наградили». Награждение прошло впервые, но в Комитете отметили, оно будет ежегодным. «На любой выставке всегда приятно получать награду, особенно от того органа, который тебя постоянно держит на контроле, – сказал мне в беседе руководитель отдела маркетинга одного из предприятий. – Вдвойне приятно, когда награда неожиданная».
И все-таки самая лучшая награда – это оценка продукции самими потребителями. Поэтому есть куда стремиться.
Справка: слово «халяль» («халал» от арабского al-halal – разрешенное) давно стало синонимом того, что можно есть мусульманину, хотя оно имеет куда более глубокий смысл. Мусульманин всегда уделяет большое внимание своей пище, ведь требования к ней даны в Священной книге самим Всевышним, заветы которого он чтит и уважает.
В настоящее время производству халяльной продукции во всем мире уделяется особое внимание, так как этот потребительский рынок является очень привлекательным.
Для мусульман «халяль» – это марка, подтверждающая то, что эти продукты выработаны в соответствии с мусульманскими традициями, не содержат компонентов, которые нельзя употреблять в пищу мусульманину (например, свинину, мертвечину, кровь), и являются чистыми продуктами «духовного происхождения».
В последнее время выделяют ряд направлений развития халяльного рынка: рынок продовольствия, рынок услуг, фармацевтический рынок, рынок косметики. Некоторые брендовые производители налаживают производство продукции под маркой «Халяль», помимо получения прибыли, для укрепления своего имиджа. В основном на это идут мировые бренды.
Ахмад ХАЛИКОВ