За последние годы в Татарстане, благодаря Всевышнему, стала активно развиваться халяль-индустрия. Для людей посторонних, не мусульман слово халяль ассоциируется, почему-то только с мясом. И иногда они удивляются, когда, придя, например, на выставку халяля видят экспозиции с медом, дисками, книгами и разной посудой.
ЗА ведь халяль — это то, что дозволено с точки зрения шариата. Соответственно такие выставки это выставки тех, кто ведет халяльный бизнес, то есть получает прибыль честным, разрешенным с точки зрения ислама, путем.
Понятие халяль намного шире, чем просто разрешенная пища. Халяль, если позволите, это образ жизни, мусульманский образ жизни.
Но в данной заметке я расскажу больше о халяльной пище. По всей видимости, слово халяль в российском обществе ассоциируется с продуктами и, особенно с мясом, потому что, чтобы понять продукт халяльный или нет, необходима определенная маркировка. Вот из-за этой маркировки «халяль» обыватели и решили, что халяльным может быть только продукты, мясо.
Поэтому халялизация рынка и началась именно с мясных продуктов, как наиболее важных. А это очень принципиальный момент — мусульманин должен есть халяльные продукты, халяльное мясо. В советские годы с этим были большие проблемы. Сейчас же, хвала Аллаху, ситуация сильно меняется.
Возможно, что во всей мусульманской индустрии Татарстана именно продвижение халяльной продукции имеет самое важное значение. В некотором смысле, даже большее чем образование и СМИ.
Христианские миссионеры 19 века после нескольких веков попыток обратить татар-мусульман в свою религию поняли, что татары только после того отойдут от своей религии, когда перестанут кушать халяльную пищу. Как все просто! И ведь все так и произошло. Как-то очень быстро за советские годы татары, особенно городские, перестали потреблять халяль. Такого мяса просто не было в магазинах. Спасителями здесь стали татары-мишари, которые привозили из деревень в ту же Казань халяльное мясо на колхозные рынки.
Перефразируя известную фразу можно сказать: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты». То, что мы потребляем очень сильно влияет на наше самосознание. Многие этнопсихологи скажут, что именно национальная пища часто оказывалась единственным источником для национального самосознания, когда уже потерян язык, родина и все остальное.
Мы сами не осознаем насколько на нас влияет то, что мы едим. Пища это не просто источник поддержания жизненных сил, но еще информация, которая нас программирует. Кто знает, возможно, настоящее возвращение ислама в жизнь татар произойдет именно через халяльную пищу.
Все начинается с малого. Если на первом этапе наши соотечественники задумаются над тем, что они едят, то по цепочке могут произойти и большие изменения. Отказавшись от свинины, они поймут, что свиное мясо содержится в каждой колбасе. Позже придет осознание того, что необходимо покупать именно халяльные мясопродукты. Тем более, сейчас они есть практически в каждом магазине. И, что важно, продукция из халяльного мяса значительно качественнее всего остального. А ведь покупать халяль — самое простое из всего обязательного по исламу.
И вот, когда халяль-еда станет уже неотъемлемой частью нашей повседневности, обязательной частью татарского стола, то больше шансов для перехода к следующему этапу. Если ты регулярно кушает халяль, то рано или поздно до тебя дойдет осознание, что нельзя употреблять алкоголь. Согласитесь странно закусывать водку халяльной нарезкой. И вот, когда в семьях, где на столе никогда не бывает алкоголя и все продукты приготовлены из халяльного мяса, мусульманское самосознание только укрепится. Дети выросшие в таких семьях не только будут здоровее своих сверстников, они еще со временем больше захотят узнать об исламе. Благо недостатка в мусульманской литературе в наших магазинах сейчас нет.
Таким образом, человек постепенно встанет на путь ислама. Сначала попробует поститься в Рамазан. А потом, читая книги об исламе, кушая только халяль, человек рано или поздно придет в мечеть. Сначала может только на жомга-намаз, а дальше дойдет осознание и о необходимости исполнения всех столпов ислама.
Вот он путь, который может начаться с простого, регулярного потребления халяльного мяса.
Халяль для нашего народа это больше чем просто еда, эта целая идеология. Татарам вообще много веков живущим в иноэтничном и инорелигиозном окружении приходилось мобилизовывать много ресурсов, чтобы сохранить свою религию, сохранить свой народ. Особенно в такой близи к метрополии. Народам Кавказа, которые только в 19 века оказались в Российской империи, живущим на большом расстоянии от Москвы практически только среди своих единоверцев, сложно понять судьбу и проблемы татар, которые почти 500 лет в непосредственной близости с центром империи испытывали жесткий пресс ассимиляционной машины. Но несмотря не на что мы смогли сохраниться как народ, сохранить свою религию и язык.
Халяльная еда, это первый и ключевой для татар пункт через который мы должны сохраниться как мусульманский народ. Несмотря на то, что практически все татары считают себя мусульманами, за годы советской власти большая часть татар перестали практиковать свою религию. Понятное дело, что сразу начать читать намаз, держать пост, платить закят всем сразу сложно. Так давайте начнем с потребления в пищу только халяля! Это ведь совсем не сложно, тем более халяльная продукция, как правило, значительнее качественнее и вкуснее не халяльной. Показательно, что та же халяльная колбаса пользуется большим спросом не только среди татар-мусульман, но и среди русских и представителей других немусульманских народов.
Кроме того, важно, чтобы сами производители халяльной продукции в погоне за прибылью не понижали качество товара. Ислам не место для дикого капитализма!
Ильдар Ишмуратов