В сети Интернет все чаще появляются новые исламские сайты, Интернет-тв, газеты, передачи на центральных и региональных телеканалах, а недавно даже зашла речь об учреждении федерального мусульманского телеканала. Не удивительно, что в связи с этим все чаще приходиться слышать о мусульманской журналистике. Однако, что это такое не совсем пока ясно.
Потребность в появлении качественного информационного контента растет не по дням, а по часам. В связи с этим, например, в казанском Российском исламском университете планируют открыть факультет журналистики. На самом деле, очень своевременное решение, поскольку специалистов в этой сфере российской умме очень не хватает.
Однако, кого же нам сейчас готовить? Мусульманских журналистов или журналистов мусульман? Давайте по порядку. Если мы заявляем о появлении целого нового направления - мусульманской журналистики, то вопрос встает сразу о выполнении целого ряда обязательств. Связанно это с вырабатыванием своей объектно-предметной области, методов работы и прочее. В этом ли состоит сейчас самая большая актуальность? На мой взгляд, нет. Не с того конца начинаем. С начала должно появиться достаточное количество грамотных журналистов мусульман, и, возможно, только тогда будет смысл говорить о создании нового типа журналистики. Пока же это рано.
Очевидной является только одна вещь: для формирующихся мусульманских СМИ необходимы журналисты, которые помимо познаний в сфере мусульманской тематики, в своей работе руководствовались бы этическими принципами ислама. Писать же, кстати, такой журналист может не только на мусульманскую тему, но и обращаться сквозь призму мусульманского взгляда к различным злободневным социальным и политическим вопросам. То есть, как для любого мусульманина в его работе должен быть элемент исламского просвещения. Собственно говоря, и все. Однако это не повод говорить о появлении целого нового типа журналистики. В СМИ существует огромное количество специалистов придерживающихся тех или иных идеологических взглядов и если за каждым из них закреплять новое направление в журналистике, то мы получили бы тысячи новых поднаправлений не имеющих за собой мощной научно-методологической основы.
Более актуальной сейчас является вопрос появления в мусульманских СМИ, повторюсь, хороших специалистов в сфере журналистики. На данный момент, существуют несколько основных типов журналистики:
Политическая журналистика;
Международная журналистика;
Деловая журналистика;
Научная журналистика;
Журналистские расследования.
Собственно говоря, на данном этапе необходимо готовить журналистов умеющих работать в рамках указанных типов. Когда у нас появятся грамотные политические журналисты, аналитики, международники, деловые журналисты, пишущие на экономические и финансовые темы, ньюсмейркеры и т.д., вот только тогда общий уровень мусульманских СМИ повысится и им удастся более профессионально представлять мусульманский мир на глобальном информационном рынке. А это очень важный момент. Поскольку, как известно современные войны - это информационные войны. Победа в этой сфере и определит общую победу.
Ведь в чем, по сути, причина современной исламофобии? По большему счету это результат информационной войны. Возрастание исламофобии, как в стране, так и в мире, признак проигрыша мусульманами борьбы в этой сфере. Формирование положительного образа мусульманской религии является одной из главнейших задач для российских мусульман, наряду с формированием сильного мусульманского образования. Недооценка пиар-технологий, работы со СМИ является одной из причин проигрыша мусульманами информационной войны. Для этого необходимо формирование серьезных мусульманских СМИ, выстраивание грамотной политики со светскими средствами массовой информации.
Второй важный момент заключается в том, что новая когорта журналистов мусульман не должна стремиться работать исключительно в мусульманских СМИ. Поскольку замыкаясь и варясь исключительно в своем соку не находится стимулов для развития, обособиться в информационной сфере означает просто проиграть, оставив поле для конкурентов. Поэтому мусульмане, получившие соответствующую подготовку должны стремиться работать как на ТВ, так и в газетах и информационных агентствах не являющихся мусульманскими. Может быть, в таком случае и удастся сократить тот поток лжи и предвзятости в отношении ислама, который себе позволяют некоторые так называемые "светские" СМИ. В конце концов, необходимо понимать, что большинство населения нашей страны, обыватели не читают мусульманских газет, не смотрят исламские сайты, а представление об исламе черпают из разных сомнительных источников, от деятелей, которые порой сознательно или от не знания искажают информацию о мусульманах и мусульманском мире. С врагом надо конкурировать на одном поле. В нашем случае информационном. Ведь в конечном итоге, необходимо понимать важность пропаганды подлинного Ислама и его духовных ценностей.
Данис ГАРАЕВ