Сегодня в обществе все большее распространение получают негативные стереотипы об исламе. Из-за этого многое, что связано с исламом и мусульманами, отталкивает светскую публику. Но в то же самое время ислам приобретает все большую популярность. Во многих странах, где столетиями господствовало христианское мировоззрение, появляются мусульманские общины.
Таким же образом обстоит дело и в России. В исконно русских православных регионах регистрируются мусульманские общины, строятся мечети, открываются медресе. Все это обуславливает увеличение спроса на специфичные товары и услуги: заведения общепита с халяльным меню, магазины халяльных продуктов и мусульманской одежды, медицинские учреждения и др. Само собой, для мусульман это очень актуально и востребовано. Но в то же самое время это приводит к проблеме: деятельность большинства этих учреждений направлена на узкую группу мусульман, они теряют потенциальную аудиторию в виде светской публики и представителей других вероисповеданий. Проблема часто обусловлена неэффективностью маркетинговой политики со стороны владельцев и учредителей, а во многих случаях ее отсутствием. Мне кажется, оценка эффективности мусульманского маркетинга является одной из актуальных тем для исламских специалистов.
«Я не пользуюсь услугами и товарами мусульманских производителей», – говорит мой приятель. Он считает, что качество услуг, предоставляемых мусульманами, заметно ниже тех, которые предоставляют светские фирмы. Хотя он сам практикующий мусульманин.
Мусульманское кафе
Можно попробовать оценить качество услуг, которые предлагают мусульмане, скажем, на примере заведений общепита. В Казани не так много кафе, которые предоставляют питание халяль, в основном это узбекские забегаловки и несколько турецких кафе. Помню, как друг в первый раз пригласил меня в узбекское кафе, у меня сложилось ужасное впечатление: совершенно не было уюта, грязно и никакого сервиса. Но постепенно привык к этому, деваться было некуда, альтернативы не было. Да и забегаловки постепенно начали повышать свой уровень. Потом открылись несколько неплохих турецких кафе. А вот с заведениями, в меню которых имеются блюда татарской национальной кухни, приготовленные по канонам шариата, до сих пор проблемы. Помнится, в прошлом году к нам в Казань приезжал гость из Великобритании, который хотел попробовать блюда татарской кухни. После долгих раздумий пришлось везти его в «нехаляльный» ресторан.
34,25 KbЕще одна проблема мусульманских заведений общепита – их узкая направленность только на мусульманскую аудиторию. Как отмечалось выше, из-за сложившихся стереотипов многое, что связано с исламом, отталкивает светскую публику и представителей других конфессий. Большая вывеска с надписью «мусульманское кафе» или «халяль» привлекает мусульман, но в то же время отталкивает некоторую часть потенциальной аудитории. Конечно, намерение открыть кафе для того, чтобы у мусульман была возможность питаться дозволенной пищей, является благим начинанием. Но, мне кажется, еще лучше намерение открыть кафе или ресторан для того, чтобы заработать как можно больше денег, чтобы в дальнейшем вложить их в развитие ислама и благотворительность. Речь идет, конечно же, о заведениях, которые будут функционировать по канонам шариата, без продажи алкогольных напитков и др. При этом также выполняется намерение накормить мусульман. Увеличить прибыль можно только путем увеличения аудитории: за счет светской публики и представителей других вероисповеданий. Очень хороший пример – казанское кафе югославской кухни «Сараево». Это кафе светского типа, в котором питается самая разная публика. В кафе висит небольшое объявление о том, что все мясные блюда халяль. Таким образом, кафе зарабатывает деньги за счет широкой аудитории, а не только ее определенной части.
Принцип «сарафанного радио»
Проблема распространения информации в мусульманском сообществе о том, что кафе или ресторан предлагает халяльное меню, решается очень просто. С помощью «сарафанного радио». Сегодня «сарафанное радио» – самый эффективный способ распространения информации среди мусульман. Мусульманское сообщество представляет собой довольно узкую социальную группу, в которой хорошо налажены взаимные связи. Мусульмане очень тесно общаются между собой, поэтому многие новости, связанные с исламской тематикой, распространяются довольно быстро. Пример: турецкое кафе «Софра» в Казани. В самом кафе нет ничего, напоминающего об исламе – ни вывесок, ни растяжек и др. Но в то же время все блюда приготовлены по канонам шариата. Хотя и отсутствуют вывески, говорящие о мусульманской принадлежности кафе, мусульмане города прекрасно знают, что меню этого заведения халяль. Вот пример действия «сарафанного радио».
Вылить нужную информацию в мусульманское сообщество тоже очень просто – с помощью мусульманских СМИ. В Казани мусульманские СМИ получили неплохое развитие. Возьмем две самые крупные казанские мусульманские газеты «Ислам инфо» и «Tarhan.biz», которые выходят общим тиражом 20000 экз. в месяц. По самым оптимистичным раскладам доля практикующих мусульман сегодня составляет около 12% от количества этнических. По официальным данным, численность населения в Казани составляет чуть больше 1,1 млн. Этнические мусульмане – это в основном татары, то есть половина всего населения Казани ≈ 550 тыс. Далее 12% от 550 тыс. – это 66 тыс. Получается, 1 мусульманская газета на 3 мусульман. Если дать рекламу вновь открывшегося кафе в этих газетах, то какая-то часть мусульман узнает о нём напрямую через газету, а другие узнают от них с помощью «сарафанного радио». «Сарафанное радио» среди мусульман действует очень эффективно. Реклама в мусульманских газетах недорогая и направлена именно на нужную мусульманскую аудиторию. Поэтому такая реклама легко окупается.
Обобщая тему заведений питания, хотелось бы привести пример идеального кафе будущего. Это кафе светского типа, с халяльным меню, в котором представлены татарские национальные блюда, с хорошим сервисом и умеренными ценами. Эта ниша у нас еще свободна. Мне кажется, отличные перспективы.
Мусульманское такси и клиники
38,41 KbВ октябре прошлого года в Казани появилось первое мусульманское такси. Как рассказывают сами организаторы, особенность исламского такси в том, что клиентов обслуживают шоферы-мусульмане, а вместо стандартного радио в салонах проигрываются суры из Корана или религиозные проповеди. Водители мусульманского такси не позволяют себе нецензурную брань, они не обслуживают людей в состоянии алкогольного опьянения и не разрешают курить в салоне.
Естественно, напрашиваются вопросы: если хочется слушать не обычное радио, а проповеди и суры из Корана, разве сложно самому включить плеер, одеть наушники и слушать? Вообще-то, выбор радио или музыки обычно осуществляется на вкус клиента, при желании его вообще можно выключить. И разве водители обычного такси позволяют себе нецензурную брань или обслуживают в состоянии алкогольного опьянения? Если честно, ни разу не слышал от таксистов нецензурную брань. А в состоянии алкогольного опьянения вообще нельзя за руль садиться, не то что таксовать.
Также среди таксистов мусульманского такси есть и водители-женщины, на случай если клиентом окажется мусульманка. Но разве для того, чтобы в штате были женщины-водители, обязательно позиционировать себя как мусульманское такси? В обычном такси разве не может быть женщин-водителей?
40,54 KbВ последние годы в стране начали открываться мусульманские медицинские учреждения: в Казани действует несколько клиник, также открылись в Москве, Петербурге, Уфе и других городах. Конечно, проблема предоставления медицинских услуг по нормам шариата сейчас очень актуальна. Но вместо кричащего названия «мусульманская клиника» можно в обычной светской клинике ввести услуги по нормам шариата: организовать раздельное обслуживание мужчин и женщин, оборудовать молельную комнату, место для омовения др. Не нужны вывески, говорящие о том, что заведение мусульманское. Внутреннее убранство тоже не должно быть связанно с исламом. В таком случае будут посещать клинику и мусульмане, и христиане, и атеисты. Проблема распространения информации среди мусульман также решается просто: с помощью мусульманских СМИ и «сарафанного радио».
Зачем долбить по одной аудитории?
В завершение темы мусульманских кафе, такси и др. приведу пример. Представьте себе, что вы открыли продуктовый магазин. Но поставили ценз по росту: в магазин могут заходить только те, у кого рост ниже 165 см. В округе очень мало продуктовых магазинов, поэтому в магазин хотят зайти и те, кто выше 165 см, купить у вас продукты, прямо-таки ломятся в двери вашего магазина. А вы их посылаете куда подальше. Абсурдно? Зачем же тогда зарабатывать меньше, когда можно зарабатывать больше? Для многих категорий товаров и услуг не требуется явное мусульманское позиционирование. Зачем сильно долбить по одной аудитории, тогда как она реально шире, как в случае кафе? Не лучше ли с мусульманами работать «понежнее» и точечно, а общую рекламу давать усредненную?
Искандер НАБИУЛЛИН
Фото: newsru.com