В знак своего собственного протеста против существующего на рынке дефицита туристических услуг с религиозной подоплекой и в целях его компенсации, о создании рейтинговой компании, которая займется ранжированием отелей по их лояльности к туристам мусульманского вероисповедания, заявил Фазаль Бахардин (Fazal Bahardeen) – в свое время богатый и успешный руководитель электронных СМИ.
Большинство отелей, в которых ему приходилось останавливаться, не могли предложить официальной халяльной кухни туристам-мусульманам, среди которых был и наш 47-летний уроженец Шри Ланки и нынешний житель Сингапура, в чемодане которого на этот случай всегда был припасен сухой паек, не противоречащий законам шариата. В номерах отсутствовали указатели на Мекку, необходимые во время совершения молитв, а персонал не мог ответить ни на вопросы, ни на запросы клиентов исламского вероисповедания. «Половину своей жизни я провел в гостиницах и самолетах»,- рассказывает Фазаль. «Однако, как мусульманина меня чрезвычайно раздражало поведение и туроператоров, и хотельеров, не способных обеспечить надлежащий набор услуг. Никто не может сказать, когда наступает время молитвы, в какую сторону следует обращать свой взор и где можно найти халяльные блюда». Впрочем, сегодня, когда растущий спрос на разрешенные муллой товары и услуги выходит далеко за пределы продуктов питания, блюд и беспроцентных финансовых инструментов, халяльный туризм приобретает все большее число поклонников. А это означает, что привыкшая путешествовать зажиточная часть мусульманского общества заставила считаться с собой. По прогнозам Фазаля, покинувшего в 2006 году высокий пост в ведущей телерадиовещательной компании ради создания собственного бизнеса с целью выхода на новое и, как ожидается, бурно процветающее направление, в течение ближайших двух лет оборот рынка халяльного туризма составит 100 млрд. долларов. На сегодняшний день принадлежащая ему компания «Crescentrating Pte Ltd» имеет мировую монополию на ранжирование отелей по их отношению к исламским туристам. Компании также принадлежит сайт crescentrating.com, предоставляющий услуги по онлайн-бронированию халяльных туров.
А аналитик туристического рынка Йео Сью Хун (Yeoh Siew Hoon), считающая халяльный туризм свершимся фактом, объясняет появление этого рынка активностью туристов из Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. «Возьмем Индонезию»,- пускается в рассуждения Йео, возглавляющая специализированный сайт webintravel.com,- «Это один из самых быстро растущих зарубежных рынков Азии, занимающий первое место в списке генераторов турпотока в Сингапур». Руководство по халяльным ресторанам подготовило и туристический рынок Австралии, отреагировавший подобным образом на увеличение турпотока из мусульманских стран,- продолжает она.
А генеральный директор расположенной в Бангкоке Ассоциации турагентства Азиатско-Тихоокеанского региона Гре Даффел (Greg Duffell) говорит о внушительной мусульманской общине Китая, которую считает еще одним потенциальным источником развития зарубежного туризма в этом регионе. «Сейчас многие поставщики «подгоняют» свои товары под стандарты шариата»,- рассказывает Даффел. «С тех пор как пару лет назад пошла эта мода, рестораны и курорты в Сингапуре, Тайланде и Вьетнаме, решив не отставать, также перестраиваются под их правила, отсюда и начавшийся подъем этого рынка»,- говорит он. «В гостиницах сегодня гораздо чаще можно встретить халяльные рестораны. В помещениях, особенно в аэропортах, мусульманам отводятся специально оборудованные комнаты для отправления культа».
Предложенная компанией «Crescentrating» рейтинговая система насчитывает семь позиций (1-7) и учитывает наличие халяльной кухни, а также помещений для совершения молебнов и специальных ковриков, плюс отсутствие запрещенных исламом вещей, в том числе спиртных напитков и телеканалов для взрослых.
На самую низкую, первую, позицию отправляются гостиницы, которые, хотя и не соблюдают названные требования, но располагают подготовленным персоналом, способным хотя бы ответить на вопросы клиентов исламского вероисповедания. Рейтинг может вырасти, если гостиница располагает перечнем расположенных поблизости халяльных ресторанов, даже притом, что в самом отеле такая кухня отсутствует. Попасть на самые верхние позиции рейтинга (шестой и седьмой) может отель, в котором не подают алкоголь, отсутствуют дискотеки и не транслируются телевизионные передачи, неприемлемые, с точки зрения шариата, для просмотра детьми и семейными людьми. Ну и, конечно, вся еда и все напитки должны быть халяльными.
Пока что подняться на седьмую позицию в мировой табели о рангах удалось только дубайскому отелю Al Jawhara Garden Hotel. Выше шестой позиции не сумели подняться три отеля в Саудовской Аравии и один из Южной Африки. По информации Фазаля и аналитиков рынка, ежегодный оборот индустрии халяльных пищевых продуктов варьирует от 600 до 650 миллиардов долларов.
Но исламский сегмент гостиничного и ресторанного рынков только набирает обороты. А вот исламский финансовый рынок переживает бурный расцвет, начавшийся, когда мусульманский бизнес обратился к инвестиционным инструментам, не противоречащим принципам шариата.
«Халяльная филосовия» стремительно вырывается за пределы кухни и финансов»,- говорит Фазаль, утверждающий, что 1.6 миллиардов богатеющих единоверцев по всему миру превратят халяльную туриндустрию в очередной растущий сегмент рынка. Исламский туризм обеспечивает от 7 до 8 процентов в общем объеме расходов на мировом туристическом рынке, или 930 млрд. долларов (по итогам 2009 года) против всего 3-4 процентов еще 10 лет назад»,- отмечает Фазаль, обещающий, что в ближайшие два года эта цифра вырастет до 10 процентов. В планах компании «Crescentrating» оценка на «халяльность» тематических парков, объектов делового туризма, круизных лайнеров, торговых учреждений и клиник, участвующих в медицинском туризме.
По материалам зарубежной прессы