Прежде чем, говорить о Халяль индустрии в РФ, необходимо ознакомиться с мировой статистикой, информация для которой была собрана из государственной таможни стран экспортёров:
- Товарооборот продуктов халяль за 2010 год составляет $234.5 миллиардов и следует отметить, что данное число на сегодняшний день увеличилось на 15%.
Самый высокий уровень дохода от реализации продукции халяль были отмечены в:
- Страны Европы-10.2%
- Страны Азии-63.3%
- Страны Африки-28.8%
- США-2.5%
Основными поставщиками халяль мяса в Персидский залив из числа не мусульманских стран это: Австралия, Бразилия, Индия, и Новая Зеландия. За 2010 год экспорт в процентном соотношении составил:
- Австралия-9%
- Бразилия-54%
- Индия-11%
- Новая Зеландия-4%
А также, основные экспортёры мяса птицы халяль (а именно курицы) из числа не мусульманских стран, это:
- Бразилия-49%
- Страны Европейского Союза-27%
- США-4%
- Аргентина-1%
Как вы видите, в данной статистике отсутствует Россия и её производители, имеющие потенциал для выхода за пределы внутреннего рынка. Задача открывшегося в Казани Центра по исследованиям и информации Исламской палаты в Мире Халяль (ICRIC) создать условия для выхода продукции халяль на международный рынок, что позволит увеличить объем производства в стране.
Подготовительная работа по открытию центра была начата в 2010 году, в 2011 году центр официально открыт.
На сегодняшний день, это единственный центр в Российской Федерации, который успешно прошел аккредитацию и получил Международный сертификат на право работы в развитии индустрии Халяль не только внутри России, но также и за её приделами.
Несмотря на тот факт, что Центр был создан недавно, мы уже можем говорить об определённых достижениях. Одним из таких достижений является членство в нескольких международных советах и альянсах, что позволяет нам работать и за рубежом.
Существует несколько организаций по Халяль сертификации, ни одна из данных организаций не занимается систематизацией и разработкой статистики по Халяль индустрии, отслеживающей упадок или подъём в её развитии, объёмов экспорта. Будучи Центром по исследованиям, одной из основных целей является проведение мониторинга ситуации на рынке халяль, составление статистики Халяль индустрии, а также маркетинговыми исследованиями не только в РФ, но и за рубежом. Существует необходимость определить, в какой отрасли Халяль индустрия развивается неуклонно, а какая требует определённого внимания и приложения усилий для достижения успеха. Наш центр занимается решением проблемы подготовки специалистов и их обучением для дальнейшей работы в области сертификации.
Аттестация предприятий по выпуску продукции халяль проходит в несколько этапов и только при условии выполнения всех требований получает сертификат халяль.
Наш центр провел работу по аттестации одной из российских лабораторий, Организацией Исламского Сотрудничества (OIC). Исследования данной лаборатории будут признаваться в 57 мусульманских странах.
Наряду с вышеуказанным, в последнее время мы уделяем большое внимание подготовке к Конференции под названием «Международный опыт сертификации «Халяль»: Пути к единому Сертификату», в рамках выставки KAZANHALAL 2012. На данное мероприятие приглашены более 100 международных организаций, работающих в области сертификации халяль продуктов.
Главной задачей Конференции является разработка единых требований аттестации производителей продукции халяль, которые смогут использовать знак «Халяль»; создание единой базы производителей, прошедших сертификацию, а также разработка единого Сертификата на экспорт, который будет иметь силу в мировом масштабе.
Сотрудники нашего центра принимают активное участие в международных конгрессах, тематических форумах, круглых столах. Готовится к выпуску первое издание журнала «Индустрия Халяль».
Для автоматизации работы и электронному учету данных внедрено «программное обеспечение Халяль» , разработана и готовится к внедрению программа контроля производства и объемов продукции халяль.
Необходимо отметить, что впереди огромная работа по развитию индустрии халяль в России, выход отечественных товаропроизводителей халяль на международный уровень. Достижением поставленной цели будет уверенная позиция России в списках основных экспортеров продукции на мировой рынок. Спрос есть, наша задача предоставить достойное предложение.
Резеда Валиева