В столице Татарстана сейчас разгар VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Здесь страны представляют плоды своего кинематографа, а искушенная аудитория получает возможность увидеть картины, недоступные широкому зрителю.
И если в течение 360 дней в году разговоры о кино утихают, то в остальные пять дней, у режиссеров появляется реальная возможность заявить о проблемах кинематографа, и может, каким-то образом, достучавшись в нужные двери разрешить их.
Тема одной из встреч представителей разных национальных кинематографий была озаглавлена как «Развитие национальной кинематографии». Проблема достаточно щепетильная, как оказалось острая и волнующая не только Татарстан. Полемическое вступительное слово кинокритика Сергея Кудрявцева, под патронажем которого и проходил круглый стол, спровоцировало дискуссию, как впрочем, и было задумано.
Правильно, проблемные вопросы лучше решать на седьмом фестивале, чем на семнадцатом. А их оказалось не мало. Несколько из них озвучил Сергей Валентинович:
- Основная потеря, которая произошла вместе с распадом СССР — это лишение нас единого общекультурного многонационального пространства. Если фильмы не доходят до широкого зрителя, свидетелями чего мы и являемся, то это плохо. Из этого проблема — отсутствие грамотной системы кинопроката. Данный кинофестиваль мог бы занять место, которое прежде занимали Ташкентский и Московский фестивали, то есть быть объединительным форумом для кинематографов вне Голливуда, вне Европейского кинематографического сообщества. Национальный кинематограф в каждой из стран представляет собой демонстративное подражание американскому кино или же все своеобразное, оригинальное, самобытное, что есть в этих странах уже не котируется как коммерческий продукт — не получает особого распространения.
Таким образом, слова кинокритика сводятся к тому, что голливудская кинематография отрицательно влияет на развитие всего мирового кинематографа, в частности, оказывает негативное воздействие на собственный независимый кинематограф, переманивая ряд интересных режиссеров из независимого американского кино и включая их в голливудскую систему. В итоге, нивелируются таланты, становятся похожими друг на друга.
Вырисовываются проблемы унификации, внедрения конвейерного производства. Разрешение проблемы профессионалы видят в попытке найти точки соприкосновения. В одиночку — будь то русская, узбекская, казацкая новая волна просто не в состоянии что-либо изменить.
Из беседы в беседу не обходят стороной и вопрос о том, почему зритель не идет в кино. Как правило, люди от тридцати и выше предпочитают смотреть фильмы по телевизору, а молодым, получается, без особых затрат легче скачать любой фильм из интернета. Как было отмечено, даже самые продвинуты киноманы не хотят платить за просмотры фильмов. Но никому и в голову не может прийти, что из-за этого недополучают создатели, и в дальнейшем не будут сниматься фильмы.
Наиболее похвальным оказалась ситуация в Узбекистане. В год там снимается 10 полнометражных художественных фильмов, около 60-ти художественных фильмов — в частных студиях. Причина тому, что кинозалы всегда полные — низкая цена на билеты, в то время как в остальных странах, она довольно завышена. Но тут подоплека в другом — фильмы есть, а возможность выйти на российский рынок отсутствует. Плоды кинематографа не выходят за пределы страны.
По словам ведущего советника сектора кинематографии Министерства культуры РТ Владимира Николаева, проблему национальной кинематографии нужно рассматривать в комплексе — не отрывая кинопроизводство от кинопроката.
- Мы не решим данную проблему, даже если будет принят какой-нибудь законодательный акт на уровне Государственной Думы РФ, — говорит Владимир Николаев. — Даже если я захочу показать у нас в республике узбекский фильм, то не смогу, потому что есть закон, согласно которому если у фильма нет прокатного удостоверения, которое выдается министерством культуры РФ, я не имею права его показывать. Нужен такой закон, где были бы прописаны все эти моменты, чтобы не было таможенных препятствий.
Алсу Бадаева