Многим из вас, наверное, хорошо известно про самое крупное татарское село в Европе «Средняя Елюзань» Пензенской области. Нам, сотрудникам центра стратегических исследований «Общество. Ислам. Политика» посчастливилось там побывать нынешней весною и даже познакомиться с имам-мухтасибом в самой крупной мечети Средней Елюзани, а мечетей в селе девять, десятая сейчас строится, есть медресе.
Чем же знаменито это село, кроме своих размеров? При поездке по селу создается впечатление, что едешь по какому-либо районному центру крупного района Татарстана. Крепкие и красивые двух–трехэтажные дома с разнообразной архитектурой, новые иномарки, у многих дворов свои «Камазы» и другие машины для дальнего следования. Есть частные колбасные цеха, хлебопекарни, фасовочные и другие производства, уйма частных магазинчиков, грубо говоря, каждая семья в селе занята каким – либо частным бизнесом. В магазинах спиртное не продают, в обыденный, даже не в пятничный день в мечетях полно народа на намазе. Население очень трудолюбивое, набожное и гостеприимное. При разговоре с хазратом, на вопрос в чем секрет такого успеха села «Средняя Елюзань», он ответил в том, что даже во время Советской Власти, когда разрушали мечети, здесь народ не позволил этого сделать, и отстоял свои мечети и работу в них. Ислам в селе не прекращался, как это было почти повально повсюду в России. Поэтому население не пьет, не ворует, ходит молиться в мечети и уповает полностью на Аллаха. Школьники после окончания школы едут учиться в лучшие Вузы России и по окончании университетов большинство не остаются в городах, а возвращаются в родное село, еще более увеличивая его потенциал, прекрасно осознавая, что лучше жить и работать среди трезвых и чистых мусульман – односельчан, чем видеть разврат городов.
К сожалению, мы у себя в Татарстане, оплоте мусульман России, не можем похвастаться наличием ни одного такого села, как «Средняя Елюзань». И это очень обидно большинству патриотично настроенных Татарстанцев, любящих и гордящихся своей Республикой.
А ведь создать Мусульманский Агропромышленный комплекс в Татарстане – это даже не утопия, а вполне реально осуществимый проект.
Учитывая растущий интерес как бизнеса, так и туристов к нашей Республике, а туристов по статистике в год только в Казани бывает около одного миллиона, можно было бы создание Мусульманского Агропромышленного комплекса объединить с еще одним интересным туристическим объектом, тем более что во всем мире возрастает тенденция развития сельского туризма, когда жители «каменных джунглей» хотят подоить коров, попасти овец, покататься на лошадях, порыбачить и т. д. Поэтому мусульманский комплекс желательно создавать примерно в пределах 80 км. от Казани, чтобы туристы могли бы за один день съездить, и отдохнувшими вернуться в Казань. Так, например, очень развито посещение туристами Православного Раифского монастыря, что неподалеку от Казани, куда ездят люди любого вероисповедания. Создание мусульманского туристического объекта как бы «уравновесит» собой наличие Православного объекта. Как возрождение Великого Булгара уравновешивается возрождением Свияжского монастыря.
Сразу предугадываем чей–либо вопрос относительно того, что мусульманский туристический объект в Булгаре уже строиться, так зачем же еще один? Отвечаем: Булгар несет собою историко-культурно-туристическую функцию, а наш проект несет собою хозяйственную агропромышленно-туристическую функцию. И расстояние в этом вопросе играет тоже значительную роль. По мировой статистике объекты более двух часов езды в один конец намного меньше загружены туристами, чем объекты близлежащие к местам основного «базирования».
Может возникнуть еще один вопрос: почему комплекс мусульманский? Мы все прекрасно знаем, что по Исламу пить спиртное и воровать жестко запрещается. Одни из современных причин упадка современной деревни – это повальное пьянство и воровство колхозного имущества. В комплексе, если большинство населения будут мусульманские семьи, вопросы пьянства и воровства минимизируются. Понятно, что в поселении могут оказаться из жителей и не мусульмане и даже не татары, и шариат вводить никто в России не имеет права, но можно разработать внутренний Устав деревни, запрещающий употребление спиртного. И совет старейшин может следить за соблюдением такого Устава с угрозой выселения из комплекса. Современные высокие технологии в сельском хозяйстве, а тем более нанотехнологии требуют трезвых высокопрофессиональных специалистов.
Где брать столько специалистов, чтобы в большинстве своем были мусульманами? Во– первых, за основу будущей мусульманской деревни нужно взять крепкую татарскую деревню, жители которой предрасположены к Исламу. Во-вторых, во многих деревнях Республики есть мусульманские семьи, которые среди полупьяного населения чувствуют себя как «белые вороны». Если начнет создаваться мусульманский населенный комплекс, многие из них с удовольствием продадут свои хозяйства и купят домик в этой деревне.
Практическое воплощение. Нам видится организация агропромышленного комплекса в виде малых форм с участием частных инвесторов и Правительства Республики. Для начала нужно найти подходящую деревню с живописной местностью и наличием полей, в радиусе 80 км. от Казани, желательно чтобы в ней уже стояли здания школы, больницы и детского сада, так как частным инвесторам, как правило, такие объекты бывают не интересны. Правительство Республики строит дома и продает их желающим покупателям, причем можно разработать схему поэтапного погашения суммы за дом как за выслугу лет. Семья вносит стартовую сумму за дом, отработав в комплексе 2-3 года, с семьи как бы автоматически списывается часть суммы, далее еще 2-3 года работы без нарушения Устава деревни, и дом полностью становится собственностью данной семьи.
Одновременно со строительством жилья, частные инвесторы могут начать строительство объектов хозяйствования: ферм для крупного и мелкого рогатого скота, птицефабрик для кур, гусей и уток, даже ферм для разведения страусов и пушного зверя. Колбасные, коптильные и сырные цеха, цеха по халяль-забою животных. Во время Курбан-байрама в Казани встает проблема, особенно в летнее время, с местами для резания скота, в мусульманский агропромышленный комплекс могут приезжать казанцы для покупки и разделки любого скота для курбана, тем более что они будут точно знать и происхождение животного, и то, что его режет именно мусульманин, что немаловажно для настоящего курбана.
В Республике при содействии президента Рустама Минниханова создался логистический центр халяль-продукции для всей России. Но происхождение и качество многих халяль-продуктов можно поставить под сомнение. Продукция же мусульманского агропромышленного комплекса должна будет пользоваться конкурентоспособностью, поскольку покупатели точно будут знать, что вся цепочка от выращивания до фасовки производится мусульманами и экологически чиста. Халяльное страусиное мясо и мясопродукцию можно даже экспортировать в мусульманские страны.
В искусственных прудах можно разводить рыб, как для продажи, так и ловли туристами. Фермы для разведения коней тоже помимо целей мяса конины можно использовать для туристических конных прогулок. Частные инвесторы могут также построить домики для туристов с баней, шашлычной и другой инфраструктурой.
Заготовку кормов для нужд всех ферм могут взять на себя как отдельные инвесторы, так и сами собственники ферм. Круглый год в теплицах можно выращивать овощи и фрукты, заниматься их фасовкой или первичной обработкой и пускать на продажу. Частные инвесторы могут также вложиться в мастерские по пошиву национальной и мусульманской одежды и сувенирной продукции.
Мы предлагаем назвать мусульманский агропромышленный комплекс красивым названием «Идель», что будет отображать и татарский колорит, и, как говорится, слуху приятно, и продукция с таким названием лучше завоюет рынки как внутри страны, так и за рубежом.
Если в ближайшей местности найдется хороший родник с питьевой водой, то можно будет и бутилировать воду с красивым названием «Идель».
Больницу в селе для жителей лучше закладывать сразу с частным отделением в виде платного мусульманского центра с лечением по сунне (хиджама), лечение Кораном, гирудотерапией, лечение черным тмином и так далее.
При мечети желательно, чтобы было медресе, как мусульмане села, так и приезжающие гости могут брать в нем уроки по исламу и арабскому языку.
При удачном осуществлении проекта Мусульманского Агропромышленного комплекса, положительный пример может трансформироваться и в другие районы Татарстана и России. Так, например, в Казахстане и в Белоруссии Агропромышленные комплексы окупают себя за год-два. Недавно Белоруссия даже продала Венесуэле три агропромышленных комплекса.
Пусть поможет нам Всевышний Аллах в осуществлении этого полезного для Республики Татарстан мероприятия.
Центр Стратегических Исследований «Общество.Ислам.Политика»