«Я пять раз в день совершаю намаз» Майк Та́йсон — легендарный американский боксёр-профессионал, бывший абсолютный Чемпион мира в тяжёлой весовой категории по версиям WBC (1986—1990, 1996 гг.), WBA (1987—1990, 1996 гг.) и IBF (1987—1990 гг.). ...
Является обладателем нескольких мировых рекордов, не побитых по сей день: самый молодой Чемпион мира в тяжёлом весе (в 20 лет); самый молодой абсолютный Чемпион мира в тяжёлом весе (в 21 год); боксёр, затративший наименьшее время с момента дебюта на завоевание титулов Чемпиона и абсолютного Чемпиона мира в тяжёлом весе (один год и восемь с половиной месяцев, и два года и пять месяцев — соответственно).
Майк Тайсон родился 30 июня 1966 года в Нью-Йорке, в Бруклине, называемый Браунсвилль. Детство Майка было полно тягот и разнообразных несчастий. Он имел очень мягкий характер и не умел постоять за себя, кроме того, в то время Майк был полным.
Его старший брат Родни и соседские мальчишки, а позднее и одноклассники, постоянно издевались над детьми младше своего возраста и над Майком тоже. Они избивали, отбирали мелочь и сладости, которые давали им матери и отцы. Тайсон не был исключением.
До 10 лет он был патологически не способен себя защитить. Однако, в возрасте 9-11 лет в Майке произошёл перелом. Как он сам рассказывает, однажды один из членов местной уличной банды, бывший на несколько лет старше (а именно на 3 года), вырвал у него из рук любимого голубя (разведение голубей было любимым занятием Майка с детства и остаётся его главным хобби и по сей день) — и… оторвал ему голову. Разъярённый Майк набросился на обидчика и жестоко избил его. С этого момента Майк пользовался уважением среди малолетних бандитов, которые приняли его в свою компанию и научили лазить по карманам, воровать и грабить магазины.
Деятельность такого рода повлекла за собой… аресты, визиты (причём неоднократные) в исправительные учреждения для малолетних правонарушителей, во время одного из которых Тайсону удалось повидаться с Мохаммедом Али, приезжавшим туда, чтобы пообщаться с трудными подростками и попытаться наставить их на путь истинный. Сам Тайсон впоследствии вспоминал, что именно после встречи с Али он впервые задумался о карьере боксёра.
Для понимания тех условий, в которых приходилось выживать Майку, интересно вспомнить ещё один случай, связанный с голубями. Бедные подростки не имели денег иногда даже, чтобы поесть, поэтому о покупке голубей речь не шла. Птиц просто воровали. Так вот, однажды Майк с другом забрались в одну из чужих голубятен и попытались утащить нескольких голубей. Их заметили хозяева и тут же поймали. Наказать ребят решили «своеобразно» — просто повесить! Так как верёвка была одна, решили вешать… по очереди. Первым выбрали друга Майка. Тайсон стоял и смотрел, как ноги его товарища дёргались в конвульсиях… Самого Тайсона спасло лишь то, что соседи увидели происходящие и пригрозили вызвать полицию. Для психики мальчика такие вещи не могли пройти бесследно. Как позже вспоминал Майк, после этого случая он так всю жизнь и «остался в ожидании казни».
В возрасте 13 лет Тайсон был отправлен в спецшколу для несовершеннолетних преступников (из-за своего поведения в обычной школе), расположенную в северной части Нью-Йорка. К этому моменту он считался неисправимым и отличался огромной для своего возраста физической силой: когда Майк выходил из себя, его удавалось утихомирить лишь совместными усилиями нескольких взрослых мужчин. В школе, в которую определили Тайсона, учителем физкультуры работал бывший боксёр Бобби Стюарт.
Попав однажды в карцер за очередное нарушение режима, Майк внезапно попросился поговорить с ним. Стюарт пришёл к нему, и Майк заявил, что хочет стать боксёром. Стюарт согласился тренировать его при условии, что Майк не будет нарушать дисциплину.
Поведение Майка после этого, действительно, изменилось к лучшему, и спустя некоторое время Стюарт заключил с ним ещё один договор: чем лучше Майк учится в школе, тем больше Стюарт занимается с ним боксом. И это сработало: Тайсон, которого до этого считали умственно отсталым, сумел заметно повысить успеваемость. Он был настолько захвачен боксом, что персонал школы порой заставал его за тренировками в 3-4 часа ночи, когда он боксировал с тенью или качал мускулы в своей комнате. В одном из более поздних интервью Стюарт вспоминал, что Тайсон, которому тогда было 13 лет, буквально валил его с ног своим джебом.
Уже в 13 лет Майк мог поднять стокилограммовую штангу в жиме лёжа. Через некоторое время Стюарт понял, что его ученик уже перерос его, и познакомил Майка с легендарным тренером и менеджером Касом Д’Амато. Всё свободное время Майк посвящал тренировкам. Кас Д’Амато уже тогда знал, Майк — это будущий Чемпион мира. Кас создал вокруг Тайсона профессиональную команду, куда вошли тренеры, секунданты, массажисты и другие. Таким образом — из уличного бандита появился дисциплинированный спортсмен!
Живя у Каса Д’Амато, Майк просмотрел массу видеозаписей со старыми боями профессионалов и, находясь под впечатлением от увиденного, выбрал для себя достаточно необычный по тем временам имидж: он выходил на ринг без музыки.
После смерти своего тренера Каса Д’Амато, Майк морально сломался. Его поражение от «Бастера» Дагласа 11 февраля 1990 г., в Японии, до сих пор считается самой великой сенсацией в истории бокса, ведь ставки были 42/1 на победу Тайсона. После его последнего боя с Макбрайдом, Майк признался, что бокс для него закончился после того памятного поединка с Дагласом.
Когда Тайсон в очередной раз попал в тюрьму, он стал… мусульманином под руководством Мухаммеда Сиддика. Сиддик, школьный учитель биологии, который также был имамом в тюрьме. Майк Тайсон стал очень интересоваться Исламом и часто обсуждал что-нибудь с Мухаммедом. Как говорил сам Сиддик: «Я открыл для себя, что Тайсон имеет необычайную тягу к обучению. У него очень живой цепкий ум. Майк очень быстро впитывает всё, что я ему даю». После принятия Ислама, Тайсон взял себе новое имя, теперь он — Малик Абдель Азиз.
В одном интервью боксёр, рассказывая, что исповедует Ислам, признался, что религия занимает важное место в его жизни. Малик Абдель Азиз говорит, что больше всего на свете он боится… Всевышнего.
«Почему я пришёл именно к Исламу, затрудняюсь сказать. Но для меня Ислам — это не мельком брошенная реплика «Салам алейкум!», не поход в мечеть раз в год при полном отсутствии добрых дел. Я — истинный мусульманин и должен соблюдать все правила Корана. Это для меня самое важное», — сказал Малик Абдель Азиз.
«Я боюсь Аллаха! Я знаю, что совершил в жизни очень много плохого, и думаю, что за это попаду в ад…Каждый день пытаюсь замолить свои грехи».
После окончания карьеры профессионального боксёра, железный Майк, давно уже не тот агрессивный нокаутёр, который был им и вне ринга. Теперь это — другой человек, об этом он и сам не раз говорил. Малик Абдель Азиз ездит по миру, старается распространять религию Аллаха, быть полезным людям. Будучи в Астане, в интервью казахским журналистам он рассказал о своём прошлом, о месте Ислама в его жизни.
– В Исламе я уже 25 лет, — говорит Малик Абдель Азиз. — Сейчас я пять раз в день совершаю намаз, и у меня сильно болят колени. Наверное, из-за того, что не следил за здоровьем. Я не знал, что здоровье — это аманат Аллаха. Хвала Создателю, что Он всё разъяснил в Исламе. Хоть мне и трудно совершать намаз, но я люблю посредством его получать новые силы. Я очень люблю слушать азан и мне нравится всё, что связано с нашим Пророком Мухаммадом (салляллаху аляйхи васаллям).
Я сильно изменился, стараюсь не делать ошибок (которых успел в прежней жизни наделать очень много) — и жить по Корану и Сунне. За многие годы пребывания в Исламе, я хорошо понял, что долг мусульманина — стоять на защите Ислама и пропагандировать религию Аллаха. Если говорить о джихаде, то сегодня многие неправильно трактуют его и не понимают значения этого слова.
Джихад — это не террор. Мусульмане не могут совершать подобное. Ведь террор — это убийство. А в Исламе убийство является большим грехом и это чуждо мусульманам. Настоящий джихад — это борьба с самим собой. Иначе говоря, мусульманин должен победить в себе все желания, которые приводят к хараму, т.е. к тому, что запретил Аллах.
Мусульманин должен знать, что джихад — это победа над своими желаниями. Чтобы понимать и разбираться в этих вопросах, надо читать, изучать науки. Когда я читаю хадисы, то понимаю, что всё в жизни предопределено Всевышним. В хадисе, переданном Тирмизи, Ибн Хаббаном, Дайлами об этом сказано так: «Лучший джихад — это борьба твоя со своим «эго» и с собственными страстями во имя Аллаха». И чем больше я убеждаюсь в этом, тем больше моё сердце наполняет страх. Страх за своих близких и родных. Во время молитвы в мечети я не замечаю вокруг себя людей, мне кажется, что я один. Это от того, что в доме Аллаха я прошу Его, чтобы Он озарил сердца моих близких и родных, и они приняли Ислам.
Азиз Мичигишев,
islamdag.ru