Универсальность ислама заключается в том, что он является милостью для всех миров. Прежде всего, взгляните на Коран, там везде говорится об универсальном Боге для всего человечества.
Нигде в Священной книге мусульман вы не найдете ни одной ссылки на то, что Бог – это Бог израильтян или потомков Исмаила, Востока или Запада, с самой первой суры Корана: «Хвала Аллаху Господу миров» (во множественном числе, т.е. вселенной), и до последней: «Скажи (о, Мухаммад), прибегаю к Господу людей (а не арабов или неарабов, Востока или Запада)».
Нет производных от слова «Аллах»
С лингвистической точки зрения, даже арабский термин, которым называется Бог – «Аллах» – гораздо более точный, чем его английский или французский эквиваленты, хотя мы и говорим об одном и том же высшем существе во вселенной, потому что в английском языке, например, слово «Бог» может фигурировать во множественном числе, когда мы говорим о «богах». Кроме того, в зависимости от пола, можно говорить о «боге» или «богине».
В арабском языке, в лингвистическом плане, не существует производных от слова «Аллах». Например, нет вариантов «аллахи» или «аллахиня». И это лучшее доказательство, что Аллах превыше всех полов и любой множественности.
Во-вторых, универсальность можно увидеть и в Коране – в описании миссии всех пророков как единого сокровенного послания, а именно, пригласить человечество покориться Богу, что является буквальным смыслом термина «ислам». Неудивительно, что в Коране говорится, что все пророки учили исламу, и что сами пророки были мусульманами, потому что мусульманин это тот, кто сознательно подчиняется Богу и стремится придерживаться предписанного Им образа жизни.
Такое отношение, пронизывающее весь Коран, учит истинных мусульман любить и уважать всех пророков, настраивая на терпимость и приятие по отношению к представителям других религиозных общин, особенно тех, которые относятся к авраамическим монотеистическим религиям. Если последователи этих религий ведут борьбу друг с другом, это их проблемы.
Ведь на самом деле все пророки, согласно Корану, делали одно общее дело, преследовали одни и те же цели и задачи, были посланы одним и тем же Господом. Именно поэтому мы обнаруживаем параллели в Коране и том, что осталось нетронутым из предыдущих Писаний – не потому, что кто-то переписал в одно из другого, а потому, что все они происходят из единого источника.
Красота в разнообразии
В-третьих, универсальность мы видим и в том, как в Коране описывается человечество, объясняется разнообразие цветов кожи, языков и этнических групп. Один из самых красивых аятов Корана – 13-й в суре «Комнаты» – гласит: «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Знайте, что самый благородный из вас перед Аллахом тот, кто наиболее благочестив». Тут можно отметить четыре момента:
- Этот аят обращен не к мусульманам, и не к арабам, не к жителям Востока или Запада, а ко всему человечеству – ко всем нам, невзирая даже на разнообразие наших религиозных убеждений.
- Он напоминает всему человечеству, что оно принадлежит к одной семье, потому что все мы произошли от одних прародителей, и при всем нашем разнообразии являемся одной семьей.
- Разнообразие людей объясняется здесь божественным намерением способствовать нашему взаимопониманию. Это подтверждается и в других сурах Корана, например, в суре «Римляне»: «И (еще) из Его знамений – создание небес и земли, разнообразие ваших языков и цветов (кожи)». Вот так в Коране объясняются расовые различия – никаких семитов и хамитов, проклятых и избранных рас, ничего такого нет. Это целенаправленно созданная человеческая мозаика. Как букет, в котором белые цветы по-своему красивы, так же как и желтые, красные, темно-коричневые – но самое прекрасное, это когда они все вместе, в одном букете.
- В этом аяте установлен четкий, справедливый и объективный критерий того, как один человек может достичь превосходства над другим – не расовой принадлежностью, цветом кожи, имущественным положением или полом, а как сказано в Коране, собственным благочестием.
Четвертый аспект универсальности заключается в том, как Коран велит мусульманам относиться к немусульманам. Опять же, если не все мусульмане следуют этому, это их проблема. Если они в чем-то отклоняются, то не потому, что ислам учит этому. В 60-й суре, особенно в 8-м аяте содержится очень важное заявление: «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, – ведь Аллах любит справедливых».
В-пятых, мы видим универсальность и в том, как в Коране трактуется понятие справедливости – всеобщей справедливости, а не избирательного правосудия для отдельных групп, наподобие «римского мира». «О верующие, свидетельствуйте по справедливости ради Аллаха, даже если это свидетельство может быть против вас самих, или ваших родителей и близких родственников». Коран требует справедливости даже к врагам: «Не позволяйте чужой ненависти мешать вам быть справедливыми. Поступайте по справедливости, ведь это ближе к благочестию и праведности».
Ислам и милосердие
В-шестых, мы наблюдаем универсальность послания ислама и в милосердии. Как мы уже отмечали, в Коране миссия последнего пророка Мухаммада (мир ему и благословение) называется «милостью»: «Мы послали тебя как милость для миров (во множественном числе, то есть для вселенной)». На самом деле есть много миров. Существует мир человека. Существует мир животных, и пророк показал нам, что нужно по-доброму обращаться с животными. В Коране даже говорится о красоте животных, созданных Богом.
Однажды Пророк ехал с товарищами, и кто-то из них нашел гнездо с птенцами, и взял этих птенцов. Увидев, как их мать кружит в тревоге, Пророк (мир ему и благословение) тут же строго приказал этому человеку вернуть птенцов обратно, и велел больше так не делать. В другой раз он увидел среди группы пленных женщину, крепко державшую маленького ребенка, и сказал: «Вы видите сострадание и милосердие матери к своему ребенку? Аллах еще более милостив к человечеству, чем эта мать».
Милосердие распространяется и на мир растений - Пророк, в соответствии с Кораном, запрещал даже на поле боя рубить деревья без крайней необходимости. Ведь Коран призывает нас ценить красоту растений, не говоря уже об их съедобных качествах.
Более того, к миру неживой природы тоже нужно относиться с бережливостью. Однажды Пророк проходил мимо человека, совершавшего омовение перед молитвой, и тратившего на это слишком много воды, и велел ему не расточительствовать. «Неужели даже в пользовании водой может быть излишество?» – изумился тот. Возможно, в том месте не было особой нехватки воды. И пророк Мухаммад сказал: «Да, даже если ты делаешь омовение в полноводной реке!» Представьте себе тонны воды! Вот вам урок правильного использования природных ресурсов.
Представляете себе, что было бы, если бы человечество следовало этим нормам ислама. А что сегодня происходит с нашим миром? Чем грозит истощение ограниченных ресурсов полезных ископаемых, уничтожение лесов и других богатств? Эти заповеди были изложены в Коране 1400 лет назад вовсе не потому, что экология в те времена была в моде. Все это было велено нам еще тогда – нам всем, всему человечеству.
Джамаль Бадауи, основатель и председатель Исламского информационного фонда, перевод Wordyou.ru