Сегодня речь пойдет про человека, который потерял зрение в зрелом возрасте и буквально учился жить заново. Про человека, который в юные годы скрывал свою инвалидность и чье место всегда было на вершине пьедестала. В один момент он утонул в черном болоте и перестал радоваться жизни. Как найти выход из такой ситуации? Почему Всевышний посылает людям подобные испытания? Все ответы кроются в данном очерке
Сегодня речь пойдет про человека, который потерял зрение в зрелом возрасте и буквально учился жить заново. Про человека, который в юные годы скрывал свою инвалидность и чье место всегда было на вершине пьедестала. В один момент он утонул в черном болоте и перестал радоваться жизни. Как найти выход из такой ситуации? Почему Всевышний посылает людям подобные испытания? Все ответы кроются в данном очерке
Разгар лета. Воздух наполнен ароматом свежей травы и цветов. В саду растут сочные фрукты и овощи, которые Гульнур вместе с бабушкой и сестрами собирает каждый день. На улице слышны пение птиц и шум ручья. Три двоюродные сестры проводят летние каникулы в деревне.
«Коймак белән чәй эчәргә чыгыгыз»*, - зовет бабушка внучек, искренне улыбаясь. Уж очень ей нравилось печь для родных их любимые блины. Любила бабушка русскую печь, эти ухваты длинные. На столе девочек ждали вкусный чай из самовара и румяные блины с пылу и с жару. Вся остальная часть семьи рано утром уехала на сенокос. На улице жара. Июль в селе – пора заготовки сена. А, как известно, в деревне работа не заканчивается. Домашними делами же занимается всегда бабушка. Девочки вкусно завтракают, радуются каникулам в деревне, делятся снами друг с другом. Они пока и не понимают, что их әбика** незрячая.
Дома в деревне везде были натянуты веревки. Бабушка по ним выходила в сарай, кормила куриц и цыплят. Дети с радостью помогали ей. Девочкам работа в деревне приносила отдельное удовольствие – они же городские, им все это было интересно. У каждого утенка и цыпленка, конечно же, было свое имя. В свободное время бабушка любила вязать белые шерстяные носки и играть с внучками в жмурки. Девочки во время игры завязывали ей глаза. Говорили, чтобы не подсматривала! И им никогда не говорили следить за бабушкой. Наоборот, бабушка следила за ними. Девочки не понимали, что их любимая әбика видит мир совсем иначе, нежели они. И они даже не подозревали, что в будущем их будет ждать такое же испытание, какое выпало их бабушке.
«Видимо по женской линии так. У папы все было хорошо», - делает выводы сейчас Гульнур, одна из сестер. Про нее и пойдет речь в данном очерке.
1 октября Гульнур Скударнова в третий раз приехала в реабилитационный центр «Ярдам-Помощь», куда я и отправилась, чтобы побеседовать с ней.
Октябрь полон неожиданностей. Сегодня вот решил пойти снег. Первые снежинки всегда вызывают у людей много эмоций: удивление, радость, восторг. Сейчас мои мысли были немного о другом. Я шла в ОБФ «Ярдам-Помощь», там у меня предстояла встреча с их реабилитантом. Мысленноготовилась к интервью. И вот уже место назначения. Время быстро проходит, если погрузиться в мысли, оказывается.
- «Девушка, реабилитанты поехали в кино, еще не вернулись», - сказал охранник, узнав с какой целью к ним приехал гость. Время я решилазря не терять и «изучить» еще раз «Ярдам». С мечетью я, кончено же, знакома, но она была настолько большой и красивой, что невозможно было не заметить в ней что-то новое.
Прошло не так много времени и Гульнур Скударнова приехала в «Ярдам-Помощь». Когда я ее увидела, сразу подумала о том, как красиво и «уютно» она выглядит. Аккуратно завязанный синий тюрбан с белыми узорами, синее платье в цветочек – наряд радовал глаза.
- Ассаляму алейкум, - поздоровалась я с Гульнур Скударновой.
- Уаалейкум ассалям, - ответили она мне, добавив, что ждала нашей встречи.
Мы познакомились, немного поговорили «о своем», после чего реабилитант начала свой рассказ:
«Проблемы у меня были с рождения. Больше десяти процентов я никогда не видела. Мне было 12 лет, когда начались большие проблемы со зрением. Сейчас я совершенно не вижу», - начала героиня. Приехала Сардарова Гульнур из шахтерского города Прокопьевска. Родители у нее с Татарстана. После войны они переехали в Кемеровскую область, там и остались жить. Хоть Гульнур и плохо видела, это совершенно не мешало ей уверенно двигаться по жизни. Лидер. Активист. Перфекционист. Именно так всегда описывала себя героиня. Училась она на одни пятерки. Была старостой в школе, потом в колледже.
Гульнур всегда участвовала в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях. Для нее не существовало слово «проигрыш». Только 1-2 места на пьедестале. В основном первые.
«Родители у нас деревенские, малограмотные, разговаривали только на татарском языке. В город приехали, можно сказать, по-русски разговаривать не умели. Там только обрусели потом», - уточнила она.
Когда Гульнур закончила школу, они с подругами пошли поступать в химико-технологический техникум. «Мы были юные, беззаботные. Нам же хотелось чтобы и стипендия хорошая была. 24 рублей нам выплачивали», - смеясь и погрузившись в воспоминаниядобавила героиня. Направление казалось ей очень интересным. Они, 5 девочек, перед поступлением пошли на обязательный медосмотр, и, каким-то образом, сама того не ожидания, Гульнур его проходит. Все шло ровно и хорошо до 3 курса, пока дело не дошло до практики. Героиню туда не пропустили из-за проблем со зрением. Конечно, ей хотелось получить диплом, оставался всего лишь год..
Тогда же Гульнур отправляют к врачу и устанавливают ей инвалидность. «А раньше стыдно же было иметь группу. Я училась в Кемерово, который находился в 200 километрах от Прокопьевска. Первая мысль была о том, что я не повезу эту «бумагу» в свой родной город. Справка и не доехала. Я вышла из кабинета врача и сразу порвала ее. «Буду работать, буду учиться. Никакой я не инвалид!» говорила я себе. Раньше, казалось, редко кто имел инвалидность. Даже крайне редко. Все были трудоголиками. Важно было найти работу и трудиться, инвалидность никто не хотел принимать. Сейчас другие уже взгляды у людей. Мне не раз говорили, что возьмут меня работать в общество слепых, оставят в области. Людям с инвалидностью квартиры легко давали в то время. Меня это не интересовало. Я отказывалась принимать, что я не такая как все. Никто и не догадывался, что у меня есть проблемы со зрением. Я пешком не ходила никогда, всегда бегом. Мне было 16-17 лет. Я очень стеснялась», - вспоминает Гульнур.
Героиню не оставляли в покое мысли о необходимости куда-то пойти учиться, работать. Ее никуда не хотели принимать из-за проблем со зрением. Позже Гульнур переводится в медучилище, после окончания которого идет устраиваться на работу в поликлинику по месту жительства. Ее сразу же берут. С того дня героиня начинает заниматься лечебным массажем. Делала она процедуру на ощупь. За все время работы Гульнур не получила ни один плохой отзыв. Она была счастлива иметь возможность приносить людям пользу.
Героиня очень много рассказывала про свою семью. О муже Сергее, о сыне Виталии, дочери Елене. Конечно же и о внуках. Их у нее четыре. Весь рассказ сопровождался счастливой улыбкой. Видно, как она живет, горит своей семьей.
«Дети у меня хорошо учились. Мне запомнился очень яркий момент, когда сын собрал веером красный аттестат со школы, красный диплом с колледжа и красный с ВУЗа и показал мне. У них с сестрой 7 лет разницы в возрасте. Она тоже за ним тянулась. Не скажу, что у них была какая-то конкуренция, но Лена стремилась стать еще лучше. «Я что не смогу что-ли? Смогу!», - говорила дочка. Вот такие дети у меня перфекционисты”, - продолжила Гульнур.
2015-16 годы. В жизни героини наступает переломный момент. Она полностью теряет зрение. Сильная депрессия. Страх неизвестности. Гульнур в этот период сильно заболевает, начинает терять координацию. Она не могла даже ноги переставлять, чувствовала, что ее затягивает в черную пропасть. Героиня сильно падает духом. Дети, конечно же, начали сразу возить маму в больницы. Врачи рекомендовали ей пройти реабилитацию. Так Виталий и Елена находят в интернете информацию про ОБФ «Ярдам-Помощь». И через 2 года героиня оказывается его реабилитантом.
Вспоминая поворотный момент жизни, Гульнур продолжила рассказ:
«Я всегда была востребованной, всегда работала, всем нужна была. Со мной все здоровались, что-то у меня спрашивали, интересовались моими делами. Когда я уже ослепла и перестала работать, появилось ощущение, будто я стала никому ненужной. Некоторые люди даже здороваться перестали. Мне так было одиноко. Сегодня находишься постоянно среди людей,заводишь новые знакомства, завтра остаешься в замкнутом пространстве. Мне было очень плохо, очень тяжело. Так было до тех пор, пока не я приехала в «Ярдам». Не скажу, что это решение далось мне легко. Страх. Неизвестность. Чужой город. Я на улицу в это период никуда не выходила. А тут ехать на поезде в другой город. Два дня ожидания сопровождались огромным страхом. Сразу после приезда тревога испарилась. На вокзале меня встретили представители центра. Они успокоили меня своим добрым и теплым отношением. Первое, о чем я подумала: «А так бывает? Абсолютно чужого человека встретили как члена семьи?». Это было так удивительно. Посадили в машину, привезли в центр, заселили. Обычно везде сам ищешь информацию и не всегда ее находишь. Особенно когда чувствуешь себябеспомощной. А тут и подняли сразу на 3 этаж, и заселили, и багаж занесли. Я думаю: «Куда я попала?». Потом, когда начался процесс обучения и когда я узнала, что тут помимо лечения предоставляют и духовное обучение, я расцвела. Подход нравится всем без исключения. Все реабилитанты забыли, что у них есть проблемы. Я обрела такое огромное счастье, что порой хотелось кричать от переизбытка эмоций. Тут и уроки, и досуг, и прогулки, и питание – все идеально».
Героиня открыла дверь в духовный мир, когда узнала, что реабилитационный центр находится при мечети и что тут можно научиться читать намаз. Муж и дети у нее были христианами. “Когда я росла, был распространен атеизм, - добавляет она. В «Ярдаме» сейчас ее окружают в основном мусульмане. Так Гульнур и начала изучать ислам. И лекции она слушала с огромным интересом, и стала ближе к Корану. Героиня начала углубляться в Священное писание мусульман. Это для нее было самым главным. Гульнур слезно благодарила Аллаха, что Он помог ей встать на этот путь. Сейчас героиня читает намаз, изучает суры. За этот заезд она планирует изучить арабский по методу Брайля:
«Кириллицу Брайля я давно изучала. Сейчас в процессе знакомства с арабским языком. Суры мы вслух учили. Нам читали, мы повторяли. «Неужели я не смогу?», - подумала я, когда появилось желание приблизиться к Всевышнему. «Конечно же смогу!» - ответила сразу. Так я и пошла на курсы. Когда началось обучение, преподаватель нам сказал, что к концу месяца мы уже начнем читать Коран. Альхамдулилля, все получается. Моя цель на данный момент – выучить арабский язык и таджвид».
Дети Гульнур поддерживают маму во всем. Они увидели, как она расцвела, приехав в ОБФ «Ярдам-Помощь». Вот как комментируют Валерий и Елена изменения в жизни мамы:
«Мы всегда знали, что Бог един. У нас прабабушка, бабушка были в исламе. Мы видели, как они выполняли предписанияВсевышнего. Мама всегда уважала традиции, часто проводила Коръан аш. И она всегда чувствовала поддержку папы. Сейчас уже наши дети, когда едут на какие-то соревнования, говорят бабушке: «Әбием, прочитай за меня дуа»».
Никогда в семье Гульнур не было неуважения к другим религиям. Сейчас Гульнур читает намаз, и ее муж очень хорошо к этому относится. Ведь благодаря исламу она смогла покинуть темные стены заточения.
«Моя семья сразу заметила, что я ожила. Сейчас эти черные времена даже вспоминать не хочу. После первого пройденного курса дома меня и не узнали. Дети были удивлены, рады и счастливы, что мама опять ожила. Ко мне вернулась моя активность. Могу уверенно сказать, что мне помогла «духовная пища». Благодаря ей я поняла ценность жизни и начала работать над собой. Ни шагу назад, только вперед! Все мои близкие, друзья и знакомые говорят мне, что я очень изменилась в лучшую сторону. И выходить в люди стала чаще. И улыбка засиялаярче», - делится героиня.
Гульнур каждый день благодарит Аллаха, что Он показал ей дорогу, которая ведет к счастью. Ее цель сейчас – научиться читать Коран. Героиня искренне хочет, чтобы ее намерения воплотились в жизнь.
«Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (аль-Хадж, 46). Всевышний Аллах в Коране сказал, что испытает каждого человека. Кого-то имуществом, кого-то детьми, кого-то здоровьем. Огромная награда будет ждать тех людей, кто достойно пройдет испытания. Всевышний никого не оставит без своей помощи и милости. Главное уметь принимать их.
* На татарском языке. Выходите чай пить с оладьями.
Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...
У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...
Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info".
При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+