Очень важной и актуальной темой сегодняшнего дня является состояние аварийности на дорогах. Это вызывает озабоченность не только у работников правоохранительных органов, но и у всего общества. Об этом говорят имамы и ученые-богословы в своих проповедях, призывая к взаимоуважению и к тому, чтобы соблюдали правила на дорогах.
Все подчеркивают о необходимости выработать культуру вождения для автолюбителей, культуру поведения на улице для пешеходов. Действительно, проблема актуальна как никогда. Ведь результат игнорирования правил дорожного движения на дорогах крайне негативен. Нельзя забывать удручающую статистику:на планете погибает около 1 млн человек, и каждый пятый из них – ребенок. Более 50 млн человек каждый год получают травмы и увечья в автокатастрофах.
Безусловно, если говорить о соблюдении правил дорожного движения то они во всём мире направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, и в большинстве своем одинаковы во всех странах мира, в том числе и мусульманских. По шариату же соблюдение этих правил является обязанностью каждого верующего. Здесь можно выделить несколько аспектов.
Во-первых, каждый верующий обязан исполнять Конституцию своего государства и быть законопослушным гражданином своей страны. Вообще, ислам очень строго регламентирует образ жизни человека. По шариату правоверный должен слушать голос Всевышнего и быть законопослушным, где бы ни жил. Во-вторых, есть конкретное религиозно-правовое суждение, которое обязывает верующих соблюдать правила дорожного движения. Она издана в Дубае. Главный муфтий в департаменте по религиозным делам эмирата Ахмед аль-Хаддад заявил, что выполнение правил дорожного движения является обязанностью по шариату, а их нарушение отвергается исламским законодательством. «Тот, кто подвергает опасности имущество и жизнь - свою и чужую - нарушает шариат, а погибший по собственной вине из-за превышения скорости в ДТП является самоубийцей»,-подчеркнул он. - Проезд на красный свет, превышение скорости и другие нарушения, даже самые мелкие, угрожающие собственности и жизни других людей, запрещены исламом, шариатом и международными законами. Безопасность общества требует дисциплины и выполнения законов»,- сказал он.
В третьих, это аспект взаимного уважения и добра. Важно, чтобы участники дорожного движения проявляли уважение друг другу и повысили культуру поведения на улице, чувствуя ответственность за последствия своих действий. Ведь каждому знакомы изречения Посланника Аллаха, который сказал что мусульманином является «тот, кто не причиняет вреда (другим) мусульманам своим языком и своими руками». (Аль-Бухари)
И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) идёт ещё дальше, называя лучшими мусульманами в исламском обществе тех, от кого люди ожидают благого и от зла которых они находятся в безопасности. Об этом говорится в хадисе, приводимом имамом Ахмадом, где сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) остановился перед сидящими (на дороге) людьми и спросил их:
«He сообщить ли вам о том, чем отличаются лучшие из вас от худших?» Они ничего не ответили на это, и только после того, как он повторил свой вопрос трижды, один человек сказал: "Конечно, о посланник Аллаха!» Тогда он сказал: «Лучшими из вас являются те, от которых другие ожидают благого и от зла которых они находятся в безопасности, худшими же из вас являются те, от которых другие ожидают благого, но от зла которых в безопасности они не находятся».
В достоверном хадисе говорится, что один человек получил Рай за то, что он срубил дерево, которое росло на дороге и мешало людям.
Теперь сверим со сказанным деяния некоторых молодых людей, которые разговаривают друг с другом, остановив свои автомашины прямо посреди дороги, или тех, кто паркует свои машины где попало, мешая другим, строит заборы, дома, будки, закрывая дорогу, мешая свободному передвижению. В достоверных хадисах можно найти много прекрасных картин, изображающих положение тех, кто окажется в раю. Одной из них является та, где представлен человек, испытывающий в раю всевозможные виды блаженства в награду за то, что он убрал с дороги, по которой ходили мусульмане, мешавшее им дерево. Об этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит так:
«Я видел человека, наслаждавшегося в раю в награду за дерево, которое он убрал с дороги, так как оно причиняло неудобства мусульманам». (Муслим)
Итак, устранение того, что вредит мусульманам, является другим видом блага, которое можно им принести, совершив то, что пойдёт людям на пользу. Таким образом, человек, устраняющий то, что мешает и вредит мусульманам, подобен тому, кто приносит им благо и пользу, так как оба они делают нечто полезное для них, и за это оба они будут удостоены награды Аллаха, Его милости и благоволения. Этим и объясняется то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал мусульман не только к совершению полезного, но и к устранению приносящего вред, ведь только благодаря сочетанию того и другого община может преуспеть, общество - достичь процветания, а узы любви между сердцами - укрепятся.
Об одном из подобных высоких наставлений Пророка (мир ему и благословение Аллаха) побуждающих человека устранять то, что вредит мусульманам, сообщает Абу Барза, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды я сказал: «О Пророк Аллаха, научи меня тому, что принесёт мне пользу». Он сказал: «Убирай с дороги (по которой ходят) мусульмане, то, что мешает (им).» (Муслим)
В-четвертых, это аспект милосердия и взаимопомощи по отношению ко всему обществу. Мусульманин, усвоивший установления этой религии, по природе своей является активным членом общества. Объясняется это тем, что в этой жизни на него возложено выполнение определённой миссии, а люди, выполняющие ту или иную миссию, обязательно должны поддерживать связи с другими людьми, общаться с ними, вступать с ними в определённые взаимоотношения, что-то давать им и что-то получать от них.
В социальном плане личность мусульманина, озарённая руководством благородного Корана и впитавшая в себя живительную влагу из источника чистой сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является уникальной личностью.
В социальном отношении такая личность является по-настоящему высокоразвитой, а образует её собой очень большое количество достойных нравственных качеств, на которые ислам указывает посредством аятов благородного Корана и хадисов. Исследователь, узнающий об этих указаниях по их первоисточникам, несомненно, будет поражен их обилием, ёмкостью, широтой охвата и точностью, поскольку они не оставили без внимания ни одну из сторон социальной жизни.
Что же касается истинного мусульманина, то им является тот, кто постоянно творит благо и не совершает ничего дурного по той причине, что отправной точкой всех его действий являются слова посланника Аллаха, «Не уверует никто из вас (по-настоящему), пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе». (Аль-Бухари и Муслим).
Со слов Абу Мусы Аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не уверуете вы (по-настоящему), пока не станете милосердны». Люди сказали: «О посланник Аллаха, каждый из нас не лишён милосердия». Он сказал: «Поистине, это не то милосердие, которое каждый из вас проявляет по отношению к своему товарищу, но милосердие к людям вообще, милосердие ко всем!» (Ат-Табарани)
Таким образом, имеется в виду всеобъемлющее и всеохватывающее милосердие, милосердие по отношению ко всем людям, которое ислам заставляет бить ключом в сердце мусульманина для того, чтобы все члены общества были милосердными по отношению друг к другу и чтобы такое общество никогда не лишалось искренней любви, сердечности и взаимного сочувствия. Соблюдение же правил дорожного движения, ни что иное, как доброта и милосердие, взаимопомощь и взаимопонимание.
В-пятых, аспект справедливости по отношению к людям. Безусловно, несправедливо нарушать правила на дорогах, нарушая тем самым права других автомобилистов и пешеходов. Сознательный и следующий правильным путем мусульманин придерживается справедливости в своих суждениях и не отклоняется от истины ни при каких условиях, так как справедливость и отказ от всего того, что с ней несовместимо, являются самой сутью его религии и его убеждений. Будьте справедливы (ибо) это ближе к благочестию, и бойтесь Аллаха, ведь, поистине, Аллаху известно, что вы творите!» (Трапеза, 8)
Сегодня, как мы уже отмечали, и как показала статистика несмотря на то, что Всевышний и Его Пророк (мир ему и благословение) дали людям знания о поведении во всех сферах жизни, из-за обилия техники и автомобилей, а также по халатности водителей или вследствие незнания ими правил дорожного движения происходит очень много аварий. С одной стороны, водители всячески игнорируют права пешеходов, не пропуская их на пешеходных переходах и паркуя машины на тротуарах. Зачастую правила дорожного движения в некоторых случаях умещаются в одну простую фразу: первый тот, кто первый. С другой – сами пешеходы ведут себя безответственно. Чаще остальных под машины попадают люди преклонного возраста и дети. Это так называемая группа риска.
Часто родители сами показывают плохой пример детям, переходя дорогу с ребёнком вне пешеходного перехода. Есть случаи, когда под колеса автомашин попадали мамы с детьми.
И потому не будет лишним напомнить о некоторых важных моментах этики вождения автомобиля по-мусульмански.
- Необходимо стараться всегда быть в омовении.
- Прежде, чем сесть за руль, следует тщательно осмотреть автомобиль, как того требуют нормы технического обслуживания, и не следует выезжать на машине, если она неисправна.
- Прежде, чем сесть в машину, следует произнести «Бисмилляхи ррахмани ррахим»
- Садясь в автомобиль, автобус или на другой транспорт, по возможности следует войти в него с правой ноги.
- Прежде чем завести двигатель машины, также следует сказать: «Бисмилляхи ррахмани ррахим».
- Садясь в машину, следует мысленно поблагодарить Аллаха за те блага, которыми Он одарил нас: за машину, которая позволяет нам сберечь силы, везет наш груз и быстро довозит нас до желанной цели, - и произнести: «Бисмилляхи, аль хамду лилляхи, субхана ллязи саххара ляна хаза, ва ма кунна ляху мукъринина, ва инна иля раббина лямункъалибун».
- Во время вождения автомобиля необходимо стараться всегда поминать Аллаха. В хадисе сказано: «Аллах всегда бывает с тем, кто поминает Его» (Байхаки, Хаким, Ибн Хаббан, Ибн Маджа).
- Нельзя вести машину по опасной дороге, если вы не уверены в ее пригодности для проезда. Если есть уверенность, то ехать можно, в противном случае Шариат запрещает вести машину по такой дороге.
- Точно так же, как мы не должны доверять вождение автомобиля неподготовленному человеку, нельзя позволять и детям садиться за руль.
- Некоторые молодые водители любят «пошутить» за рулем, направляют машину на людей, а потом резко останавливают ее перед ними, пугая их таким образом. Такие шутки категорически запрещены в Шариате.
- Не разрешается класть на машину груз, не соответствующий габаритам кузова, ибо он может задеть другие машины и людей.
- Нельзя сигналить без крайней необходимости, особенно в ночное время, когда люди спят, или проезжая мимо больниц, школ, медресе, яслей-садов и других подобных мест. (Из книги «Наставление водителям» .Курамухаммад-хаджи Рамазанов).
Уместно привести также некоторые особенности дорожного движения в некоторых странах и регионах. Можно кое-что и позаимствовать.
В Эмиратах, например, недавно введен новый закон: наказания плетьми нарушителей правил дорожного движения. Стоит отметить, что смертность и число аварий на дорогах сократились почти на 20 процентов. Несколько публичных порок возле мечетей по месту жительства оказали отрезвляющее воздействие на лихачей, позволили улучшить порядок на дорогах, привить водителям уважительное отношение к сигналам светофоров. В Барнауле же для наставления нарушивших правила дорожного движения водителей и пешеходов теперь привлекают священников.
Дагестанский муфтият подготовил и издал брошюру. Авторы брошюры, ссылаясь на Коран и примеры из жизни пророка Мухаммада (сунна), пишут о необходимости соблюдения правил дорожного движения, проявления взаимной вежливости и уважения.
Духовное управление мусульман Чечни и УГИБДД при МВД республики решили опробовать новый метод. По их методологии, имена и фамилии нарушителей правил дорожного движения, а также водителей, задержанных за вождение в нетрезвом состоянии, будут оглашать на пятничных молитвах, а затем вывешивать на специальных стендах у мечетей Чечни.
Напомним, ранее на дорогах Чечни и федеральной трассе «Кавказ» было решено установить щиты и баннеры с сурами из Корана. Щиты с сурами из Корана с переводом на русский и чеченский языки также будут устанавливаться на автостоянках, у светофоров, а также вдоль дорог с учетом требований безопасности. Как надеются инициаторы этой меры - руководство УГИБДД и духовенство республики - суры из Корана помогут дисциплинировать участников дорожного движения. По их мнению, суры будут напоминать водителям о духовных ценностях, мирской суете, необходимости взаимного уважения, и удержат многих из них от лихачества и возможных трагических последствий на дорогах». Об этом в свое время сообщало «РИА-Новости».
В заключении хочется сказать, все эти меры лишь капля в море если каждый из нас будет более ответственен к ПДД. Лишь совместными усилиями мы можем достичь желаемого результата - счастливого пути.
Дорогие братья и сестры, давайте будем серьезнее на дорогах. Тем более мы должны быть примером для других во всех сферах жизни. И каждый раз, выходя из дома, садясь на любимый автомобиль, вспомним о наших близких и родных. Не забудем, ведь дома нас ждут и любят…
Муслим Сафаров