Исламские общественные организации напоминают пионеров, которые шагают вперед, движимые подлинным альтруизмом.
Моя знакомая мусульманка Лиля однажды получила денежную премию и решила часть ее потратить на благотворительность. «Как думаешь, куда лучше отнести садака?» - спросила она меня. Я пожала плечами. Мы поискали благотворительные фонды – не нашли. Потом решили отнести деньги в Соборную мечеть, но уже у ворот нас встретила толпа подозрительных попрошаек. Вспомнили про одну семью с четырьмя детьми и хотели было отнести деньги туда, но, не дойдя до подъезда, увидели подвыпившего главу семейства и остановились.
Пока мы размышляли, катаясь на метро и в маршрутках, сумма становилась все меньше. В конце концов, Лиля передумала. Тогда мы не сообразили, что можно зайти в любой Интернет-поисковик и найти много благотворительных организаций и фондов. Но даже сейчас, имея такой список, мы бы призадумались: кому следует доверить пожертвование, дойдет ли оно до нуждающихся, как мы об этом узнаем?
«Прозрачность» деятельности – пожалуй, один из главных помощников в деле формирования имиджа организации. Фонд или общество, все дела и достижения которого доступны любому заглянувшему, - редкость. «Не принято у нас хорошими делами хвастаться», - сказали мне в одной такой организации. Зато в некоторых других – подробно показали и рассказали, чем занимаются и каковы результаты.
Сверху видно все
Большинство организаций, как известно, «рождается» сверху. Министерство ли, департамент учреждает фонд или общество, выделяет нужную сумму, назначает нужных людей – и готова новая структура со статусом «общественная». А бывает и так, что группа инициативных деятелей решает объединить усилия и создает свою организацию, имеющую заранее определенный круг задач.
Например, руководители фонда «Марджани», зарегистрированного в конце 2006 года, почти десять лет вместе занимались различными культурными проектами. Теперь этот фонд, официально объявивший своей целью поддержку и развитие научных и культурных программ, объединяет усилия множества людей и учреждений, участвует в организации выставок и конференций, посвященных исламу и мусульманам, издает журналы и книги.
Другой фонд, нацеленный в том числе на образовательную деятельность, «Надежда», фактически был создан при поддержке официального муфтията. С 2003 года он проводит концерты, конкурсы совместно с Советом муфтиев России и другими организациями. И если о «Марджани» больше наслышаны в научных кругах, то «Надежда» пользуется популярностью у молодежи и студентов исламских курсов, школ, вузов.
Известность «Надежде» принес «Шатер Рамадана» - большой купол, под который на богатое угощение и для участия в не менее богатой культурной программе в священный месяц приходило более 300 человек. А в одном из национально-культурных центров, где я побывала недавно в гостях, мне рассказали, что «с исламом» им помогают как раз активисты из «Надежды».
Путь к сердцу – через желудок
В самом начале 2007 года в столичных торговых центрах «Рамстор» раздавалась халяльная шаурма. Любой посетитель ресторанов «Барбекю» и «Виктория» мог бесплатно попробовать халяль на вкус и заодно получить буклет, где разъяснялась суть праздника Курбан-Байрам. Такая оригинальная форма дагвата была организована культурно-образовательным фондом «Надежда» совместно с Советом муфтиев России. Дегустаторам шаурмы блюдо пришлось по душе.
Мусульманин в стихах
В прошлом году «Надежда» совместно с Советом муфтиев России провела Первый Всероссийский поэтический конкурс «Пророк Мухаммад – милость для миров». Правда, получился конкурс, скорее, международным. Третье место занял Георгий Васильев из Беларуси – христианин по вероисповеданию, который признался, что в момент написания своего стихотворения «Абу Джахль» «почувствовал себя мусульманином». Второе место досталось Эмилю Ахундову из Азербайджана, а первое получил москвич Ренат Бикмаметов. В этом году прошел второй конкурс. Правда, работ на него прислали гораздо меньше.
Из виртуального мира – в реальный
Не всякий мусульманин станет «вступать» в общество, да к тому же брать на себя дополнительную общественную нагрузку, забот и так хватает. Единственное, на что остается время, - получение знаний, поскольку это предписание многие из нас считают обязательным. Вот и приходится искать способы совмещения приятного с полезным.
Именно с такими целями был организован фонд «Хадиджа» - первая женская мусульманская организация в Москве. Сначала мусульманки собирались на квартире и обучали друг друга основам Ислама, а когда количество желающих превысило ожидания, создали благотворительный общеобразовательный фонд.
С 2000 года «Хадиджа» провела много интересных акций, включая Первую женскую исламскую конференцию. Помню, я привела на нее двух подруг, которые, слушая чтение Корана, расплакались прямо в зале. Тогда мы получили много полезной информации: о пользе раздельного обучения, об адаптации детей-мусульман к условиям современной школы, об опыте ношения хиджаба.
Пикники с продолжением
Женский фонд «Хадиджа» регулярно проводит образовательные лагеря для детей и женщин, детские праздники, а еще коллективные выезды за город, на природу. Особенно такие пикники любит молодежь – приезжает 100-150 человек. Встречи устраиваются как для молодых мусульман и мусульманок, так и для семейных пар. Здесь собравшиеся вместе совершают намаз, обмениваются знаниями об исламе, слушают лекции и задают вопросы, участвуют в викторинах и спортивных играх. Говорят, неженатые братья тут и невест присматривают.
Но, пожалуй, самый яркий пример появления организации «снизу» - широко известная сегодня среди девушек и молодых женщин «Голубушка». Почти три года назад нынешняя руководитель этого столичного центра Галина Альшабах задумала сделать женский Интернет-форум для всех, кто интересуется исламом. «Мне хотелось, чтобы это был чисто женский уголок с уютной атмосферой, куда свободно могут прийти все, в том числе немусульманки», - рассказала она.
Сегодня, согласно статистике, на форуме зарегистрировано почти 3 000 участниц из разных городов и стран. «Голубушка – это добрая, искренняя и наивная девушка или женщина, - так описывает Галина собирательный образ форумчанок. – Другие у нас просто не приживаются».
Вне Интернета «голубушки» регулярно проводят лекции об исламе, открыли курсы арабского языка для детей и взрослых, у них работают телефон доверия и консультационный центр. Они также участвовали в митинге в защиту мечети Аль-Акса. А в прошлом году 9 мая «голубушки» поздравляли ветеранов, Галина сама делала открытки для них. «Ветераны очень радовались, а мы плакали, - говорит она. – Братья, которые были рядом с нами, недоумевали: «И чего вы все ревете?».
Недавно я увидела на сайте «голубушек» детскую мусульманскую сказку и передачу «Атфаль» для маленьких мусульман. Галина поделилась, что скоро «голубушки» запустят видео- и аудиовещание: «Конечно, мы работали бы намного эффективнее и лучше и имели бы больше возможностей, если бы нашли спонсоров».
Шахада по телефону
В консультационный центр, работающий при «Голубушке», несколько раз звонили девушки и выражали намерение принять ислам. «Звонили и говорили: «Хочу принять ислам», потом приходили к нам в центр, мы их поздравляли, - рассказала Галина Альшабах. – А в мечеть они идти стесняются. Много было историй, когда русским говорили: «Идите в свою церковь, зачем сюда пришли?».
…И посадить дерево
В августе прошлого года «Голубушка» провела серию «мечетских субботников»: в трех мечетях столицы девушки со значками-эмблемами фонда мыли окна, чистили ковры и убирали мусор. «Каждая соринка, убранная в мечети, приравнивается к выращенному дереву в Раю», - напомнили мусульманки своей акцией.
С миру по электронному рублю
Считается, что причины неустроенности исламской инфраструктуры кроются в повсеместной нехватке средств. То и слышишь: «Если бы нашелся добрый дядя Спонсор…». Рассуждают люди, рассуждают, а в итоге «воз и ныне там». Иногда самые, казалось бы, важные инициативы «увядают», не успев толком оформиться, только потому, что не удается получить хоть какую-нибудь поддержку.
Что поражает в «голубушках», так это способность действовать без копейки в кармане. «Все, что мы делали и делаем до сих пор, - на собственные деньги, - призналась руководитель организации Галина Альшабах. – Иногда сами «голубушки» что-то пришлют. Случайно в ЖЖ (популярный сайт LiveJournal.Com – прим. авт.) нашлись братья, которые стали нас поддерживать технически. Еще неизвестные мусульмане прислали денег на организацию детского праздника, который мы устраивали на Курбан-байрам». Кстати, у «Голубушки» есть электронный кошелек - можно выслать деньги, не отходя от монитора.
Многие организации просто стесняются «просить» денег, а то и не верят в способность мусульман быстро «скинуться» всем джамаатом на богоугодное дело. Камиля Мусина, генеральный директор издательского дома «Марджани» при одноименном фонде, рассказала, что фонд фактически существует на личные деньги его Президента Рустама Сулейманова.
Планов и инициатив у «Марджани» много. Помощь разве не нужна? «Нужна. Просто мы не объявляем об этом открыто», - сказала она. Например, сейчас фонд работает над детским проектом: планируется выпуск татарских народных сказок. «Дальше будут азербайджанские, чеченские», - говорит Камиля. Еще – детский сборник «Сабантуй!».
Доверяют, проверяя
У «Голубушек» работает свой благотворительный фонд. «Несколько раз мы вот так помогали людям, а нас обманули. Поэтому теперь всю информацию проверяем. Например, поступило обращение - звоним, встречаемся, смотрим бумаги. Если я не могу проверить информацию, публикую ее с соответствующей пометкой», - рассказывает руководитель центра.
Еще девушки собирают вещи для неимущих семей: взрослые, детские. Сотрудничают с Комитетом «Гражданское содействие», помогающим беженцам и вынужденным переселенцам. Созданный в 1990 году Комитет «Гражданское содействие» оказывает не только материальную, но и правовую, гуманитарную помощь незащищенным слоям населения, беженцам и мигрантам, в том числе исповедующим Ислам. Недавно председатель Комитета Светлана Ганнушкина была удостоена высокой награды - Сахаровской премии мира, учрежденной Норвежским Хельсинским комитетом.
Уповать и продолжать
Часто мы слышим обвинения в том, что мусульманская умма пассивна и равнодушна, что добрые начинания «зависают в воздухе», не находя откликов в душах братьев и сестер. Но чем больше я узнавала о деятельности разных центров и обществ в Москве, тем большим оптимизмом заражалась от активистов, идейных вдохновителей и руководителей этих организаций.
Например, уже много лет в столице работает Фонд содействия духовному развитию личности «Ихляс» совместно с местной общиной мусульман «Рисалят», при нем – Центр заочного просвещения «Алиф», который рассылает брошюры, книги, аудио- и видеокассеты всем желающим. «Ихляс» организует детские лагеря, проводит уроки Ислама, здесь учат читать Коран и совершать обязательную молитву.
«Я хожу сюда каждую неделю, как на праздник, - поделилась со мной 34-летная Алия, одна из учениц. – Уроки – это важное напоминание мне о моей религии, я получаю знания и удовольствие одновременно. И мне каждый раз не хочется уходить». И так круглый год…
Аналогичные уроки организовала и община мусульман Бутово «Милость». Но инициаторы пошли еще дальше – они намерены открыть халяльные кафе и магазины, мусульманские детские сады и школы, поддерживать нуждающихся. Все это – в своем микрорайоне, удаленном от столичного центра. А арендную плату за занимаемое помещение покрывают членскими взносами – об этом поистине революционном для наших мусульманских общин способе самофинансирования мне рассказал в свое время руководитель общины Марат Алимов.
Так в чем же секрет успешной деятельности? Почему у одних получается развивать идеи, превращать мечты в реальность, привлекать активных людей, а у других все застывает, не успев толком начаться? Необыкновенный рецепт подсказала руководитель «голубушек».
Галина Альшабах: «Я всегда говорю: я плыву, как лодка, в большом океане, и Аллах меня направляет. Я просто инструмент Всевышнего. И я ни на что не могу повлиять без Его воли».
«Недавно у нас в центре преподаватель фонда «Хадиджа» Гузель Якупова читала цикл лекций о довольстве Всевышнего. Она говорила о том, что надо быть благодарной Аллаху за все – в том числе и за неудачи. Я, помню, сначала очень переживала, почему же мусульмане такие пассивные? Но потом особенно четко стала осознавать, что все происходит по воле Аллаха. Возможно, для каких-то проектов еще не пришло время. Ведь Аллах знает лучше, что нам сегодня нужно».
Айша Галина Бабич