Казань XVIII — XIX веков называли не ради красного словца «Звездой Востока» или «Великими воротами в Азию». Во многом благодаря деятельности купцов, их смекалке и оборотливости и были созданы благоприятные экономические условия для процветания Казани.
Известный казанский краевед, этнограф и врач, обрусевший немец, Карл Фукс в своей книге «Казанские татары» дает интересные «портреты» казанцев и татарского купечества в частности, подмечая детали быта и некоторые черты национального характера: «трудолюбивы и чистоплотны», «хитры и плутоваты», любят предаваться чревоугодию и ежедневным «чайным попойкам»:
«Богатые татарские купцы приглашают иногда, или, лучше сказать, чаще всего бывают вынуждены приглашать к себе на чай Губернатора и других главных чиновников. Это бывает в полдень. После чаю тотчас угощают их множеством разных фруктов, потом на закуску подают лучшую икру, и разного рода рыбу, при чем в изобилии льется шампанское, которого однако ж сами хозяева не пьют. Многие мелкие чиновники также пользуются подобным гостеприимством татар и бывают им в тягость».
Фукс исходил всю Казань вдоль и поперек. Будучи сердобольным врачом, он никогда не отказывал местному населению в медицинской помощи, чем завоевал его доверие. Поэтому Карлу Фуксу удавалось изображать быт и нравы казанцев как бы «изнутри», а не «извне», как постороннему наблюдателю: «Ежели у татарина лежит в коробке наличных две, три сотни рублей, то уже он хочет отличаться от небогатой братии; тотчас строит себе получше избу, заводит самовар, начинает наряжать жену и чаще ходить в мечеть». «Дома богатых татарских купцов, по наружности своей, мало отличаются от домов русских дворян и купцов. Внутри дома стены часто расписываются русскими малярами, где представлены ландшафты с деревьями, с цветами, с рекой; иногда представляется море с кораблями, но никогда там не увидишь ни людей, ни зверей, ни птиц, — это строго запрещено! Вокруг комнаты стоят стулья с диванами по европейски. Столы всегда покрыты пестрыми скатертями. Несколько больших зеркал украшают стены. Употребление зеркал началось у них не так давно; но ныне каждый купец обращает на это особенное внимание, как на необходимое украшение дома. Пол покрыт богатыми персидскими коврами. По углам комнаты стоят комоды из красного дерева и бюро, но нигде не видно в шкафах серебра, как у русских купцов, ибо татарам запрещено употребление серебряных ложек, зато бывает у них множество хорошего фарфору, особенно они любят чайный прибор, расписанный яркими пестрыми красками. Здесь также находится вещь, самая необходимая у татар, большой медный таз для умывания, над коим висят два красиво вышитых полотенец, а поверх их белая чалма хозяина, которую надевает он, когда идет в мечеть. Почти у всех татарских купцов стоят клетки с египетскими голубями. На потолке висят хрустальные люстры, а по стенам жирандоли. По всем окошкам, особливо на улицу, стоят горшки с лимонными деревьями, с винными ягодами, с геранью и особенно с бальзаминами и душистым базиликом. Также висят старинные часы и несколько карманных, развешанных в разных местах по стенам. Здесь никогда не видно женщин, они находятся в задних комнатах, куда входить мущинам не позволено».
В Гостином дворе Казани, на рубеже XVIII и XIX веков, держали свои лавки татарские, русские, армянские, узбекские купцы. О размахе торговли в будние дни, говорит количество торговых точек: здесь размещалось 365 лавок и 55 шатров, 102 скамьи для торговли на открытом воздухе и 16 квасных бочек. По существующим Жалованным грамотам Екатерины II, татарам разрешалось «торговать в городе беспрепятственно». Некоторые служилые татары переходили в купеческое сословие. Так, в 1800 году из 140 служилых татар 27 перешли в купечество. В конце века только в Казани было 1300 купцов, из них половина татарских. У некоторых годовой оборот доходил до 30 тысяч рублей. Адель Хаиров