Председатель ДУМНО, Гаяз-хазрат Закиров рассказал о законах добрососедства и опыте взаимодействия людей разных наций, религий и традиций.
— Гаяз Салихович, насколько сегодня сильна традиция добрососедского проживания на Нижегородской земле представителей разных национальностей?
— Я начну с того, что, по моему глубокому убеждению, все войны, все межнациональные и межконфессиональные конфликты идут от невежества. Нужно знать свои корни, свою историю, вековые традиции, чтобы осознавать свое место в этом мире. И сегодня, в преддверии Дня народного единства, хочется вспомнить историю: например, сегодня на юго-востоке нашей области, в Пильнинском, Сергачском, Краснооктябрьском, Спасском, Княгининском, Сеченовском районах, расположены 35 исконно татарских деревень.
Ислам был принят на территории современной Нижегородской области еще в 922 году. Испокон веков русские и татары проживали вместе на этой земле, вместе трудились, вместе решали общие задачи. Мы традиционно находили точки соприкосновения.
Это очень крепкое единство. У великого татарского поэта Габдуллы Тукая есть прекрасные строки:
На русской земле проложили мы след,
Мы – чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года, –
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить…
Это было написано в 1913 году. Да, праздник народного единства призван объединять, но мы едины и без праздников: у нас общая история, общие войны, общие всесоюзные пятилетки, масштабное строительство новой страны. В совместных браках рождались и рождаются наши общие дети. Кто они сейчас – русские, татары? Как это разделить и нужно ли разделять? И при этом, конечно, каждый человек, каждый народ гордится своим прошлым, гордится своим языком, своими песнями, своей верой.
— Как соединить следование своей традиции и уважение к образу жизни других людей?
— Мудрость Всевышнего заключается в том, что он создал нас разными, хотя в его силах сделать всех одинаковыми. Но именно в нашем разнообразии и заключается красота мира. Если мы выйдем в поле, то увидим разнообразные цветы и травы. Насколько это красиво! Нет ни одного цветка, похожего на другой. Или, например, ковер под ногами в мечети – какой он яркий! Если бы он был серым или черно-белым – не было бы такой красоты. В этом и суть нашего разнообразия — все вместе мы составляем красоту мира. И невежественны и глупы те, кто не понимает великого замысла Создателя.
Вся ненависть, злоба, неприятие идут от невежества. Ведь если ты гордишься своим языком, своей культурой, ты стараешься изучить и другой язык, другую культуру. Мы сравниваем и тогда лучше узнаем и свой родной язык. Я вышел из деревни и до восьмого класса учился в национальной татарской школе: вся программа преподавалась у нас на татарском языке, русский язык и литература были просто отдельными предметами среди других. И я прикоснулся к русской литературе через татарскую переводную литературу. Позднее, в 9–10 классах, я учился в русской школе, и те же самые произведения мы изучали уже на русском языке. Понимаете?
Я дважды это прошел, пропустил через себя. И теперь для меня татарский и русский — словно два родных языка, и сравнивая их, можно увидеть красоту и уникальность каждого, их необычность, неповторимость. Все познается в сравнении. Стремление узнать другой язык невольно вызывает уважение, это значит, что ты стараешься понять то, что тебе интересно.
И в этом взаимном познании нужно брать лучшее друг у друга. Любовь к месту, где ты родился и вырос, уважение к старшим, почитание отца и матери, забота о детях — эти ценности объединяют всех. Здесь совершенно нечего делить.
— В чем вы видите свою основную задачу на посту председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области? Где ваша деятельность пересекается с решением государственных задач?
— За последние годы в нашем регионе растет число эмигрантов, которые приезжают к нам на работу. Узбеки, киргизы, таджики, азербайджанцы, среди которых есть и те, кто представляет разные течения и направления в исламе. В связи с этим то духовное окормление, которое мусульмане получают в наших мечетях, направлено еще и на большую работу с нашими единоверцами, приехавшими из других стран.
Нам необходимо поддерживать связи местных и приезжающих мусульман на почве мира и добрососедства, а также выстраивать и укреплять связи с представителями иных конфессий. Моя задача состоит именно в этой работе, в поддержании вековых традиций, в укреплении взаимного уважения. Если человек в силу различных обстоятельств приезжает в другую страну, он, безусловно, ищет единоверцев, ищет духовную поддержку. Однако нельзя забывать, что традиции, культура, образ жизни населения страны, в которую ты приехал, достойны уважения.
Так что мы на своем уровне решаем глобальные задачи государственного масштаба. И областное, и городское руководство понимает это, находится с ДУМНО в постоянном взаимодействии, потому что сообща мы служим одному общему делу – поддержанию мира на нашей общей земле. То есть мы служим Всевышнему, отечеству и народу.
Культурно-деловой журнал «Столица Нижний»
Выпуск: ноябрь 2014