В один из апрельских дней я оказался в районе казанского автовокзала.Зная, что время полуденного намаза уже близко, решил зайти в мечеть «Иске таш», благо, что расположена она неподалёку. К моему удивлению, мечеть встретила меня запертой на амбарный замок.
В один из апрельских дней я оказался в районе казанского автовокзала. Зная, что время полуденного намаза уже близко, решил зайти в мечеть «Иске таш» (в переводе с татарского «Старый камень»), благо, что расположена она неподалёку. К моему удивлению, мечеть встретила меня запертой на амбарный замок дверью и отсутствием какого-либо движения внутри. Зная, что в мечеть также можно попасть со стороны татарской гимназии №1, расположенной напротив, повернул в ту сторону. Пройдя железные решётчатые ворота, постучал в дверь. Никакого ответа, лишь мертвая тишина вокруг. Трудно даже подумать, что когда-то здесь кипела жизнь и мечеть работала на благо мусульман.
Известный богослов Шихабутдин Марджани в своём труде «Мустафад-уль-Ахбар фи ахвали Казан уа Булгар» так писал об этой мечети: «Большая каменная мечеть на северо-востоке Новой слободы города Казани, называемая «Шестой мечетью». Она была построена в 1802 году (1217-ом по Хиджре) на месте старой деревянной мечети видным купцом Абдуллой бен Абдуссалямом бен Утямешем Аль-Маскарави. Михраб установлен верно: кибла (направление на Мекку) определена согласно расчётам Абу Насыйра Аль-Курсави. Архитектор мечети, который приходится родственником Аль-Курсави, прожил до восьмидесяти лет и был похоронен на кладбище возле деревни Машкара».
Как видно, постройка этой мечети является результатом работы многих людей, вложивших свой труд в дело возрождения религии. Насколько мне известно, несколько лет назад здание мечети было передано в пользование шакирдам Высшего мусульманского медресе имени «1000-летия принятия Ислама». Однако по той причине, что имам-хатыйб мечети Равиль хазрат Валиуллин был категорически против этой идеи, шакирдам пришлось покинуть стены мечети и искать себе другое место для занятий. По сообщению корреспондента газеты «Ватаным Татарстан» Рашита Мингазова прихожане мечети «Сулейман», пришедшие на полуденный намаз в «Иске таш», также не смогли попасть в молельню. Женщина, работающая там вахтёром и не пустившая их, так пояснила причину своего поступка: «Теперь эта мечеть только для женщин, мужчины здесь намаз не читают».
За комментариями я решил обратиться к Заместителю Председателя ДУМ РТ по религиозным вопросам Сулейману хазрату Зарипову:
«Кем бы ни был имам вновь возрождённой мечети, – говорит хазрат, – он должен наладить нормальный режим работы в ней. Поклонение в мечети с целью достижения милости Всевышнего Аллаха – это религиозная обязанность, фарз, возложенный на мусульман. А тот имам, который не в состоянии обеспечить прихожан соответствующими условиями для совершения пятикратного намаза, должен покинуть свой пост, так как в подобном случае просто не имеет права быть имамом. Мусульмане в этом районе города испытывают острую необходимость в существовании мечети. Рядом расположены и автовокзал и речной порт. Было бы просто замечательно, если мусульмане перед отправкой в путь могли прочитать там намаз, обратиться с мольбами к Всевышнему! ».
Действительно, было бы прекрасно услышать азан с минарета этой мечети, да ещё расположенной прямо напротив татарской гимназии. Ведь для детей пропадает уникальная возможность посещать мечеть! Только скоро ли откроются двери мечети? Если эта мечеть для женщин, то зачем тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что женщинам совершение намаза дома лучше, чем за его пределами. Так неужели будет правильно, зная эти слова, оставлять их без внимания, чтобы пускать в мечеть только женщин?..
Не зря говорят у татар: «Лежащий камень – мхом покрывается, ходячий камень – глаже становиться».
Жизнь в «Старом камне» пока отсутствует вовсе…