Езда на велосипеде доставляет большое удовольствие. Только вот, к большому сожалению, не все люди могут делать это самостоятельно. Уже много лет, как я совершенно ничего не вижу. Но, несмотря на это, очень хочется насладиться велосипедной прогулкой. Единственная возможность для меня — это велосипед-тандем, то есть двухместный велосипед. У него, так же как и у обычных — два колеса. Только вместо одного седла, у него их два. Расположены они друг за другом.
Спереди садится зрячий велосипедист, а за ним — незрячий. У него тоже имеется руль, только он не крутится: сидящий сзади за него только держится. У него тоже есть педали; вот их он может крутить в полную силу, и только совместное синхронное вращение может дать хороший результат. А результатом этого является более высокая скорость, чем у велосипедиста-одиночки. Если посмотреть со стороны, кажется, что задний седок едет в качестве пассажира, но это далеко не так. Он в полной мере участвует в процессе передвижения. Так же чувствует дорогу, её рельеф, участвует в поворотах (при вхождении в виражи перемещает центр тяжести тела в сторону поворота), привстаёт на педалях при прохождении неровных участков дороги.
Он так же чувствует скорость, от которой у него так же захватывает дух и в душе рождается восторг... Только всё это многократно сильнее, чем у зрячих людей. Человек зачастую начинает по-настоящему ценить только, что уже потерял….
Потеря зрения — это очень большая потеря. Казалось бы, руки ноги целы, голова соображает, человек полон желания созидать, работать, учиться, заниматься спортом… Да не тут-то было: без зрения почти невозможно ничего сделать. Без пут руки и ноги связаны, и не может человек самостоятельно сделать ни одного шага. Только в мыслях нет ограничения, и поднимается слепой человек в своих мечтах ко всем недоступным ему высотам. Погрузившись в глубину своего воображения, кто-то садится за руль своего любимого автомобиля, кто-то скачет на резвом скакуне или катается на коньках, лихо входя в виражи. Многие потерявшие зрение люди, будучи зрячими, занимались очень интересными делами. Кто-то работал испытателем грузовых автомобилей на автогигантах, кто-то перегонял табуны лошадей на многие и многие километры, кто-то служил в Морфлоте и бороздил бескрайние морские просторы, бывал во многих странах мира. И даже представить себе невозможно, что переживает человек, только что потерявший зрение! Не приведи Господь никому познать это! Для вновь ослепшего человека как-будто жизнь остановилась, и нет никакого будущего. Зачастую эти люди впадают в глубокую депрессию. Но, благодаря помощи близких людей, родственников и друзей, удаётся пробудить интерес к жизни даже, казалось бы, в безнадёжных случаях. Как правило, вновь вернувшийся к жизни человек более остро ощущает все радости и невзгоды. Слепой человек радуется самостоятельно сделанному первому шагу. Любое маленькое достижение доставляет большое удовольствие и вдохновляет на более сложные дела. Как говорится, аппетит приходит во время еды…. Вот, только что научившийся передвигаться по квартире, слепой человек начинает потихонечку выходить на крыльцо. Прислушиваясь к звукам улицы, он постепенно начинает примеряться к пешим прогулкам по двору. Оценивая приближающиеся и отдаляющиеся звуки шагов, определяет примерное направление и расстояние до того или иного объекта. Прослушав и мысленно прокрутив в уме свой несложный маршрут, в один из дней он, наконец-то, решается выйти на самостоятельную прогулку. Вначале около своего дома, дойдя до соседнего подъезда и вернувшись обратно. В следующий раз ему охота дойти уже до угла дома, а затем и дальше…
Постепенно приходит уверенность в собственных силах. Возникает желание заниматься чем-то интересным и полезным. Хочется приносить пользу своим близким людям и обществу в целом. Хочется силой своего примера вдохновлять и других людей, переживающих трудный период своей жизни. И доказать, что нет безвыходных ситуаций. Что для потерявшего зрение человека жизнь не остановилась, а продолжается. Что многое ему доступно — работа, учёба, занятия спортом и многое-многое другое…
Прошло очень много лет, как я не садился на велосипед. Но вот, по воле Всевышнего, в этом году мне посчастливилось испытать удовольствие от езды на нём. Ощутить скорость, услышать шорох колёс по асфальту и шум ветра, бьющего в лицо. А эти вхождения в виражи! Прохождение сложных участков дороги! В эти мгновения тебя переполняют чувства, которые не вмещаются в груди и вырываются восторженным криком, словно гимн счастья! В эти минуты забываются все жизненные невзгоды. Ты словно окунаешься в мир радости и счастья. Есть только велосипед, дорога, скорость и ветер в лицо. Так бы ехал и ехал, не останавливаясь, накручивая километры и километры….
В первую очередь я благодарен Всевышнему Господу. Лишь только по Его воле мне посчастливилось приобрести велосипед, который нигде не продаётся. Обзвонив и обойдя все магазины, где они могли бы быть, я не смог найти там нужный мне «тандем». Многие продавцы даже и не знают о такой модели. Приходилось рассказывать и объяснять, что такой велосипед существует, и им успешно пользуются многие люди, правда за рубежом.
(Справедливости ради, нужно сказать, что такая разновидность велотехники встречается и у нас в России, в Ленинградской области. Более всего радует то, что проводятся даже соревнования на «тандемах» среди экипажей, в состав которых входят инвалиды по зрению.)
При помощи друзей и их знакомых мне удалось найти мастера, который изготавливает такие вот «спортивные шедевры». Несмотря на то, что живёт он в Санкт-Петербурге, а я в Казани, он согласился изготовить мне этот чудо-велосипед. Имея собственную мастерскую по их изготовлению, он очень профессионально выполнил мой заказ, который затем был доставлен транспортными службами мне домой.
Благодаря своей удлинённой форме, он похож на лимузин. Во время поездок по городу прохожие не могут оторвать от него своих глаз. Стоит только остановиться, как тут же нас обступает толпа прохожих, и все разглядывают моего двухколёсного друга, словно породистого скакуна. Выражая своё восхищение, расспрашивают, где и как удалось приобрести такое чудо. При этом многие из них, по-моему, даже и не подозревают, что из двух стоящих перед ними велосипедистов один — совершенно незрячий.
Пользуясь возможностью, публично выражаю слова благодарности одному очень хорошему, доброму и отзывчивому человеку, благодаря которому я словно помолодел. Трудно передать словами это ощущения счастья. Велосипедные прогулки улучшили моё самочувствие. Я стал чувствовать себя намного бодрее, у меня увеличилась работоспособность, повысился жизненный тонус. В какой-то момент мне захотелось даже принять участие в соревнованиях по велосипедному спорту. Кто знает, а вдруг...?
Помню нашу первую поездку на велосипеде, когда всё впервые и вновь. Как робко мы отъехали от подъезда и начали наше движение по двору. Мой рулевой очень чутко повёл нашу двухколёсную машину, предупреждая обо всех неожиданностях дороги. Со словами: «Ильгизар абы, осторожно, сейчас будет кочка, поэтому не торопись и не крути быстро педали. Пожалуйста, осторожно — сейчас будет поворот направо ». Это всё для того, чтобы ничего не было неожиданностью для меня. «А вот сейчас мы будем проезжать мимо собак. Если они залают, не пугайся ». Предупреждая обо всех дорожных изменениях и комментируя весь маршрут следования, мой «ведущий» обеспечил необычайно комфортную езду для незрячего человека. Уже потом, твёрдо освоив первые уроки совместной езды, мы стали разгоняться. Помню, наш рекорд скорости был немного больше 40км/ч. И это — совершенно без подготовки! Мы ведь не имели возможности тренироваться. Поэтому, я считаю, что есть ещё немалый потенциал!
Уважаемый Хайдар! Я был очень восхищён Вашим столь чутким отношением к слепому человеку. Сложилось впечатление, что вы уже давным-давно катаете незрячих людей на таких велосипедах. Могло бы сложиться такое впечатление, если бы я не знал, что это не так, настолько профессионально были построены наши велосипедные прогулки. И мне не хватает слов, чтобы описать их. Каждый раз, вспоминая о Вас, молю Всевышнего о даровании его милости Вам и Вашим близким.
До недавнего времени я имел возможность ездить на велосипеде только во сне. До сих пор помню свой сон, в котором я не просто катался, а даже выполнял трюки.
Проснувшись, ещё и ещё раз погружался в воспоминания о своем сне. Так неохота было разлучатся с теми ощущениями восторга и счастья, которые довелось пережить в нем. Пусть это было только во сне, но, несмотря на это, я был очень рад даже такой возможности и испытывал большое чувство благодарности Создателю. Сейчас трудно пересказать свой сон и не потому, что я его не помню. Помнить то, я его как раз помню хорошо. Просто, чтобы пересказать его, нужно будет очень много времени и не хватит слов. Как можно передать всю глубину тех ощущений?! Наверное, даже самый талантливый писатель не сможет передать всю глубину пережитых мною чувств.
Только лично пережив эти ощущения, можно иметь полное представление о них! Русская народная пословица очень правильно говорит: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Я и сейчас очень радуюсь возможности видеть во снах. Радость моя не просто от увиденного сна, а от самой возможности видеть хотя бы во сне. Видеть красоту окружающего тебя мира — очень большое счастье! Как можно описать разнообразнейшие оттенки цветов, которыми так щедро наделил природу наш Создатель. Игру света в каплях росы или причудливость форм теней от различных предметов. Где найти такие слова, которые смогут отразить всю полноту зрительного восприятия?!
И все-таки сон остаётся всего лишь только сном. И никакой сон не может заменить явь. Поэтому все то, что происходит в реальности, гораздо значимей любого сна. Кататься на велосипеде наяву гораздо приятнее и интереснее, чем в самом красочном сновидении. Как это все-таки здорово — вновь и вновь прикасаться к рукояткам руля или похлопать ладошкой по сидению, словно по крупу лошади. Или понажимать на рычажок звонка и услышать заливистый звук колокольчика.
В детстве я очень много времени проводил верхом на велосипеде, практически все каникулы не слезал с него. Порой в конце дня мне было трудно ходить пешком: я как бы отучался просто ходить. Вместо того, чтобы сделать шаг вперёд, я начинал по инерции «крутить педали», будто я все еще на велосипеде. Тогда я ещё видел и мог не только самостоятельно ездить на велосипеде, но даже катать детей на раме. Для меня стало большой радостью спустя много лет, будучи уже незрячим, вновь, как в детстве, сесть верхом на двухколёсного друга и испытать вновь те же ощущения, что и в детстве. Это большое счастье. В эти мгновения словно молодеешь не только душой, но и телом. Душа словно взлетает в облака и парит там, любуясь красотой этого мира. В эти мгновения забываются все невзгоды, словно ты вернулся в своё беспечное детство.
Беспечное детство — пора золотая.
Твоих не воротишь минут.
Мальчишка другой и девчонка другая
Когда-нибудь это поймут.
Кто-то может возразить мне, мол нашёл занятие для взрослого человека. Могу ответить, что для меня езда на велосипеде — это отдых. Причём хороший, активный отдых. Кто хорошо отдыхает — тот хорошо работает!
Хочу сказать большое спасибо всем людям, принявшим участие в приобретении столь дорогого мне велосипеда. Кто-то своим советом, кто-то помог познакомиться с людьми, владеющими информацией. Спасибо и тем, кто дал мне денег взаймы. Большое спасибо Вам, добрые люди! Да вознаградит Вас Всевышний Аллах, Субхана Тагаля!!!
Ильгизар ХАМИДУЛЛИН