Последнее заявление председателя Духовного управления мусульман Дагестана сделало очевидным, что путь клерикальной прослойки России, который они выбрали по обвинению в ваххабизме своих прихожан – не лучший способ борьбы с экстремизмом.
Совсем недавно муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдуллаев признал, что религиозная ситуация в его регионе фактически вышла из-под контроля. В своем заявлении он предостерег свое духовенство от навешивания на прихожан мечетей «ярлыков», типа ваххабизма. Далее он упразднил работавший в ДУМ Дагестана экспертный отдел, занимающийся рецензированием религиозной печатной, аудио-видео продукции. Как отмечалось в сделанном заявлении, это произошло в связи с многочисленными претензиями мусульман на его работу. С 3-го апреля 2012 года экспертный отдел ДУМД больше не функционирует. Во время его работы, под запрет попали труды не только зарубежных ученых, но и даже всем известного имама московской мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова.
Два этих события говорят нам о том, что в «мусульманском сегменте» Дагестана происходят какие-то сдвиги по либерализации клерикальной прослойки, которая очень сильно зависит от местного ДУМ. Такие процессы не могли начаться спонтанно, и, видимо люди, контролирующие религиозную ситуацию в стране, дали добро на это. По большому счету, в религиозном плане Республика Дагестан – самая сильная «головная боль» России. Это конечно связано с тем «букетом» исламских течений, которые крепко пустили корни в этом кавказском регионе в 90-х годах прошлого века.
Ни для кого не секрет, что ДУМ Дагестана активно выступает против всех, кто мыслит не в «традиционном русле». Но они не одни такие в России. Соревнования муфтиев между собой, а их свыше 60 по стране, и постоянные споры за власть в регионах, благодаря навешиванию ярлыков, многим из них помогает достичь пьедестала победителя. Вспомним противостояния двух организаций – ЦДУМ России и Совета муфтиев России, муфтии которых друг друга не стеснялись обвинять в ваххабизме. Почему бы и нет, раз это самый эффективный метод по закреплению своей власти?
Но проходит какое-то время, и мы видим, на примере ДУМ Дагестана, что из-за политики «навешивания ярлыков» ситуация лишь усугубляется и, в конечном счете, приходится ее пересматривать.
«Навешивании ярлыков» и обзывание инакомыслящих мусульман «ваххабитами» многим муфтиям приносит свои дивиденды в виде грантов, которые они тратят на популяризацию традиционного Ислама. Но самое интересное, что в России этот «традиционный Ислам» каждым муфтием понимается по своему, что приводит к еще большей путанице в религиозной сфере. Как бы то ни было, но из-за этого ваххабитом может стать любой мусульманин, если он не впишется в концепцию «традиционного ислама» того, или иного муфтия! Такой расклад, прежде всего, выгоден местным силовикам, которые активно усердствуют в поимке инакомыслящих. Видимо поэтому обращение муфтия Дагестана касалось и наших доблестных защитников, чтобы они честно и справедливо служили своей отчизне и не прибегали к греховным методам в работе.
Мусульманская умма России – разношерстна, на Кавказе одни традиции, а в волго-уральском регионе другие. Да и иммигранты привносят свое традиционное разнообразие в обыденную действительность. Проблем в российском Исламе много, но нельзя их решать в выгоду чьих-то религиозных амбиций, как это сегодня происходит в разных регионах страны. Потому что все со временем меняется.
Султан Ахметов