Недавно, в ходе пресс-конференции в Москве, министр образования РФ Ольга Васильева поддержала запрет на ношение хиджабов в российских школах. «Это мое личное убеждение, что вряд ли глубоко верующий человек будет сильно отдавать предпочтение атрибутике, тем более в школе. У нас светский характер образования», - заявила глава ведомства.
Васильева также отметила, что в России подобные вопросы поднимаются не впервые, приведя в пример Мордовию, где местное руководство запретило носить платки ученицам и педагогам в школе и ситуацию с жалобами в Ставрополе. «Конституционный суд принял решение, что хиджабу как подчеркивающему национальную принадлежность, не должно быть места в школе», - заявила министр. Однако, как известно, этот вопрос рассматривал Верховный суд РФ, который признал законным запрет на религиозную атрибутику и ношение платков в школах именно перечисленных регионов. До Конституционного суда разбирательство так и не дошло.
Читайте также: Мусульманские лидеры о ситуации с платками в Мордовии
В ДУМ РТ не согласны с Васильевой, что хиджаб в школах нарушает закон. Об этом РБК заявил первый заместитель муфтия Татарстана Рустам хазрат Батров.
«Если мы говорим о ношении платка учителями, законодательно это никак не регулируется. Я не знаю нормативных актов, определяющих внешний вид школьных учителей или других работников общеобразовательных учреждений, - отметил собеседник. – Что касается школьников, на уровне закона в России введена школьная форма. Каждый субъект федерации предъявляет свои требования и никакие федеральные нормативные акты не устанавливают каким именно образом должна выглядеть одежда учеников».
«Я считаю, что принцип светскости нарушается не тогда, когда человек появляется где-то в платке, а когда чиновник руководствуется не интересами общества, а догматами той или иной конфессии или своими антирелигиозными взглядами, а его решение ангажировано в определенную сторону, - отмечает Рустам хазрат Батров. – Что касается истории Татарстана, было замечено широкое использование разных форм платка: женщины носили его завязывая впереди, сзади, оставляя только часть лица или открыв его полностью. В республике случаев, когда родители были против, чтобы в школах учились школьники в платках я не припомню».
Как решается проблема с хиджабом?
Главный исламский закон шариат строго велит всем женщинам носить хиджаб. В западном мире хиджаб – традиционный платок, которым покрывают волосы, уши, шею и плечи.
В Татарстане, Башкирии, республиках Северного Кавказа девушки в хиджабах посещают занятия в вузах без ограничения. Преподаватели, к примеру в Казанском Федеральном универстите – мусульманки преподают дисциплины в хиджабе. Однако есть регионы, в которых хиджаб воспринимается властями, чиновниками и обществом негативно – речь о Мордовии и Ставропольском крае. Министерство образования Мордовии вынесло запрет на ношение хиджаба в школах. Причем чиновники руководствовались федеральным законодательством, толкуя его несколько иным образом, нежели его понимают в Татарстане или Башкирии, не препятствуя мусульманкам соблюдать правила своей религии.
Во многих странах мира государственные законы ограничивают женщин в отношении одежды и внешнего вида в целом. Нередко женщинам запрещено носить религиозную одежду в общественных местах либо есть ограничения в зависимости от обстоятельств.
Американская исследовательская организация Pew Research Center осуществляет ежегодные исследования ограничений в отношении религии и следит за ситуацией в странах, где существует регламентированное «ношение религиозных символов, таких как головные уборы для женщины и усов и бороды для мужчин».Так, в 50 странах из 198, принимающих участие в исследовании, существовал как минимум 1 закон или политика регулирования религиозной одежды женщин. В 78% этих стран (39 из 50) государство оставляло за собой право или проводило политику по ограничению права женщин носить религиозную одежду, и только в 24% стран (12 из 50) требовали, чтобы женщины носили особую одежду.
Россия стала уникальной в этом смысле, поскольку на территории Ставропольского края хиджабы запрещены в государственных школах, а в Чечне хиджаб обязателен во всех общественных зданиях.
Ношение Хиджаба – предписание Всевышнего!
В Коране сказано:
«О Пророк! Скажи женам своим, и дочерям своим, и женщинам верующих, чтобы они плотно опускали нa себя свои верхние покрывала. Так лучше, дабы могли они быть отличены… И не подвергались оскорблению» - Сура 33, аят 59.
В наше время хиджабом можно назвать любую женскую одежду, по которой видно, что женщина – мусульманка, будь это платок или паранджа, или длинный плащ. Есть различные мнения шариатских ученых касательно того, что можно считать хиджабом, а что нет. Так или иначе, есть несколько правил, при которых одежда мусульманки считается хиджабом:
- Одежда должна скрывать все тело женщины, за исключением кистей рук и лица (некоторыми учеными допускается возможность открыть также стопы ног).
- Одежда не должна плотно облегать тело (особенно грудь, талию и бедра).
- Одежда не должна быть пошита из прозрачных тканей, сквозь которые можно увидеть очертания фигуры и цвет кожи.
- Одежда женщины не должна походить на одежду мужчины.
- Одежда не должна быть пропитана духами, быть ярких расцветок, не должна иметь звенящих или блестящих декоративных элементов.
В действительности, мусульманский хиджаб является лишь одним из аспектов высокого положения женщины, и свидетельствует о той огромной ответственности, которая возложена на нее. Хиджаб не является изобретением мусульман. Ислам в этом отношении лишь одобрил и предписал то, что было известно ранее. В Исламе хиджаб - это олицетворение веры, скромности и целомудрия, призванный защитить моральную чистоту женщины от посягательств.
Тимур Шарафиев