Всем известно, что религия Ислам отрицательно относится к расизму и ко всем предрассудкам, связанным с этим вопросом. Тем не менее за последнее время в зарубежных СМИ (в частности, Англии и США) наблюдается тенденция акцентирования внимания на вопросе «черных мусульман».
Удивительный факт распространения неприязни к единоверцам, отличающимся цветом кожи, становится больной темой современного американского общества, и ее уже невозможно скрыть. Такое противостояние связано в целом со стереотипами мышления всего общества. Как бы Америка не пыталась говорить о толерантности, нивелировать межрасовые проблемы, основная масса населения все еще не может принять «чернокожих» как равных себе людей. К сожалению, бытовые проявления ущемления прав и свобод афро-американца плавно перетекли и в среду мусульманской общины.
Статистика последних лет показывает, что в США граждан, принявших ислам, с каждым годом становится больше, и это не может не радовать. Но это палка о двух концах. С одной стороны, увеличивается количество людей, уверовавших в Единого Господа и Его пророка, с другой – весь багаж знаний, воспитания, окружения переносится в новую среду. Ничто не уходит, не стирается. Человек, хоть и меняет свое мировоззрение по отношению к Богу, все же в бытовых вопросах ведет себя в соответствии с теми же стереотипами. Это и становится причиной неприязненного отношения «белых» мусульман к «черным». Дело порой доходит до абсурдных ситуаций. В СМИ описываются случаи, когда родители не выдают замуж свою дочь за афро-американца или же чернокожему мусульманину единоверец намеренно продает некачественный товар.
На самом деле в истории ислама есть примеры, когда среди первых мусульман тоже существовало предвзятое отношение к чернокожим. Однако сам Пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует) содействовал межрасовым бракам. Например, история сподвижника Саада аль-Асвада, да будет доволен им Аллах. Почему же мусульмане забывают про это? Можно ли это назвать игнорированием исторических фактов и предписаний Всевышнего о равенстве всех людей независимо от цвета кожи и национальности? Или же это банальное невежество в вопросах ислама?
На исламском портале The Islamis Monthly Лейла Абдулла-Пулос (Layla Abdullah-Poulos), автор статьи на данную тему, призывает: «Мусульманам необходимо выйти за рамки “черной” культуры <…> чтобы признать важность решения расового угнетения в кампании за социальную справедливость».
Если основные исламские информационные агентства акцентируют внимание на расовой проблеме среди мусульман, то некоторые из них действительно предпринимают попытки сгладить этот конфликт внутри уммы. Например, африканский портал предпринял попытку не писать о том, как ущемляют мусульман из-за расовой принадлежности, а статья за статьей рассказывает о выдающихся чернокожих мусульманах. Одним из недавних материалов на сайте OnIslam.net стала статья о трех успешных чернокожих мусульманах Англии. Интересен подзаголовок: «Черные мусульмане Великобритании: успешные и продуктивные». Австралийский портал Muslim Village также рассказал о стойкости духа Билала (да будет доволен им Аллах) – первого чернокожего мусульманина.
Не это ли пример того, как СМИ борется с негативными воззрениями, а не обостряет ситуацию?
К сожалению, таких статей не так много. Об остроте проблемы и ее масштабах тоже нельзя судить, не находясь в этом обществе. Однако проблема есть, и о ней говорят не только в статьях, но и комментариях. Толерантный мир западного общества не так уж и толерантен, как кажется на первый взгляд. Акцентируют внимание на проблемах меньшинств, но маскируют проблемы большинства. Проблема расизма в обществе не только не преодолена, но и проникла в мусульманскую среду.
Верно замечание Лейлы Абдулла-Пулос: «Учитывая опыт конфликта в прошлом и настоящем в вопросах расизма между “черными” и “нечерными” мусульманами, неудивительно, что афро-американские мусульмане начинают искать поддержку у “черных” братьев. Американская мусульманская община не будет продвигаться вперед до тех пор, пока зловоние расизма пронизывает членов ее общества…».
Алина Хакимзянова