Ситуация в стране и мире очень динамична, процессы протекают просто в калейдоскопной быстроте. А многие всё ещё живут в плену своих стереотипов, зацементировав мышление старыми догмами. Взять к примеру тот же миф о возможности отделения религии от государства. Эта гипотеза оказалась лишь неосуществимой мечтой.
Ведь отделить государство от религии невозможно — как нельзя отделить мясо от костей в живом организме. Последний мировой финансовый кризис явно показал, что либерализм открыто сменился протекционизмом. Очевидно, что старые порядки в экономике не вернутся. Ясно теперь, что пора уже смелее и откровеннее переосмысливать и ситуацию в духовной сфере — так, как это происходит ныне в экономике.
На фоне арабских политических потрясений мы, российские мусульмане, получаем уникальный шанс участия в идущем процессе переформатирования духовного пространства Исламского мира. И это — редкая возможность, ведь духовные элиты тоталитарных арабских монархий и автократий дискредитированы и не скоро оправятся от пятнающего их сотрудничества с насильственными диктатурами. Мусульманам России необходимо использовать возможность превращения в полноправных участников предстоящей реконфигурации религиозного пространства уммы. Это тем более важно, что за истекшие два десятилетия у нас сложился определенный интеллектуальный теологический ресурс. Российский Ислам может стать привлекательным идеалом, реализацией рецептов бытования Ислама в светских формах. Идущие бурные революционные процессы в арабском мире безусловно скажутся и на богословской сфере, межмусульманская конкуренция станет более жесткой. В этой связи необходимо думать о повышении нашей конкурентоспособности и на теологическом поле. Нужно более эффективно использовать и возможности Российского государства. Неразумно и непатриотично было бы сдать в духовное подчинение иностранным центрам 20 миллионов российских мусульман. У российских мусульман должен быть сильный, теологически состоятельный суверенный духовный центр, по возможности влияющий на дела всей уммы. Нужно ставить перед собой амбициозные задачи, а не плестись в хвосте, довольствуясь претворением в жизнь инструкций но «современному» пониманию Ислама, составленных в бедуинских монархиях, застрявших то ли в XVIII, то ли в XIX веке.
Россия с самого своего возникновения была сопричастна Исламскому миру. Идущие в арабском мире перемены требуют от нас прагматизма, активизации работы на религиозном направлении. В новых геополитических условиях старое заклинание об отделенности государства от религии очевидно теряет все свои чары. Пора осознать стоящие задачи своевременно, тем более, что и у Российского государства и у мусульманского сообщества РФ они в этом случае совпадают.
Валиулла Якупов, кандидат исторических наук.
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus