Еще никогда в истории суннитские страны не объединялись без западного патроната столь широко и плотно (даже против Израиля). К концу прошлого понедельника на ближневосточной доске появилась новая (ожидаемая давно и в то же время неожиданная) фигура: по шахматным меркам, даже не ферзь, а какой-то дракон — военная коалиция (исламская коалиция) из 34 мусульманских стран, возглавляемая Саудовской Аравией.
Как сообщил телеканал Al-Arabia, коалиция была сформирована за 72 часа. Это, по их темпам, сверхсветовая скорость! В нее вошли: Саудовская Аравия, Иордания, ОАЭ, Пакистан, Бангладеш, Бахрейн, Бенин, Турция, Чад, Того, Тунис, Джибути, Сенегал, Судан, Сьерра-Леоне, Сомали, Габон, Гвинея, Палестина, Федеральная Исламская Республика Коморские Острова, Катар, Кот-д’Ивуар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мали, Мальдивы, Малайзия, Египет, Марокко, Мавритания, Нигер, Нигерия, Йемен, Уганда. Штаб коалиции будет располагаться в Эр-Рияде. В заявлении участников коалиции подчеркивается цель — «защитить исламские нации от зла всех террористических групп и организаций, независимо от их названий, которые сеют смерть и терроризируют невинных».
Новорожденную коалицию, несомненно, поддержат и ВВС США, Германии, Франции, Великобритании, уже находящиеся на театре военных действий. Надо думать, основу сил скорой наземной операции составят саудовцы, египтяне и турки. Мало кто знает, но СА имеет вторые, после Израиля, в регионе ВВС и небольшую, но отлично вооруженную армию из 10 современных бригад, с более чем 1000 танков и самоходок.
Главная проблема этого небывалого и невообразимого союза лежит, образно говоря, в области эклиптики: пожалуй, из ее участников только лишь Мальдивы да Коморы не считают себя солнцем исламской вселенной. С точки зрения прямого потомка Пророка, иорданского короля, саудовский двор — сборище выскочек, пастухов, прикрывающих показной святостью ужас своего происхождения. Из Эр-Риада же король Абдалла представляется нищим нахалом с манией величия. В свое время египетский президент сказал, что в арабском мире есть ровно одно государство, а остальные — племена с флагами, и маршал ас-Сиси вряд ли считает иначе. По мнению Анкары, все эти руководители регионов бывшей Османской империи обязаны помнить, откуда у курицы растут яйца…
Эксперты отмечают, что из всех членов коалиции реальными военными возможностями обладают лишь Саудовская Аравия, Иордания, Турция, Египет, Малайзия. Среди членов коалиции есть и страны, в которых практически разрушена государственность и продолжаются военные конфликты, – Ливия, Сомали, Мали. Еще один член коалиции – страна Персидского залива Бахрейн, где проживают много шиитов, и где активно пытается распространять свое влияние Иран. Наличие большого количества африканских стран объясняется тем, что эти государства опасаются угроз со стороны боевиков «Исламского государства» (запрещена в РФ и в других странах). Например, в Нигерии действует родственная ИГ исламистская группировка «Боко Харам» (радикальная исламистская организация, действующая в Нигерии, в марте 2015 года она присоединилась к «Исламскому государству»).
Стоит отметить, что у создателя коалиции, самой Саудовской Аравии нет достаточных военных ресурсов для борьбы с «Исламским государством». Следовательно, для создания 100-тысячной армии саудитам придется прибегнуть к услугам наемников. И в первую очередь, скорее всего, «под ружье» встанут как раз те исламские боевики, которых Эр-Рияд использует для борьбы против президента Сирии Башара Асада. Ведь руководство Саудовской Аравии никогда не скрывало, что цель участия королевства в конфликте в Сирии – это смещение Асада и ограничение влияния Ирана, который в то же время является главным региональным противником Саудовской Аравии в регионе. А формирование коалиции даст саудитам возможность легализовать исламских боевиков, за финансирование которых ее упрекают многие страны, в том числе – Россия.
Однако, в создании исламской коалиции для Саудовской Аравии есть и ряд опасностей. Во-первых, содержание такой армии требует огромных финансовых затрат, основная часть которых ляжет на Эр-Рияд и, вероятно, Катар. Так что с целью привлечения дополнительных ресурсов королевство вполне может пойти на повышение цен на нефть.
Во-вторых, появление коалиции, ставящей своей целью свержение Башара Асада вызовет обострение и без того сложных отношений Эр-Рияда и Тегерана. Иран начнет наращивать помощь сирийским правительственным войскам и курдской армии, а в перспективе нельзя исключить и перехода конфликта между Саудовской Аравией и Ираном в стадию открытого военного противостояния. Не стоит забывать и о России, последовательно выступающей против силового смещения законного сирийского президента и поддерживающей Иран.
Кроме того, несмотря на оптимизм американского министра обороны, США вполне могут также проиграть от создания исламской коалиции. Ведь их союзники все чаще перехватывают у Вашингтона инициативу, зачастую не думая о последствиях (например, Турция в истории с российским бомбардировщиком и вторжением в Ирак). И если сторонники США спровоцируют новое обострение в регионе, в которое окажутся втянуты новые стороны, это окончательно добьет и без того катастрофический рейтинг Барака Обамы. Что в условиях стремительно приближающихся выборов чревато сокрушительным поражением демократической партии.
Подготовлено для «Инфо-Ислам»