Алкоголизм для нашей страны является большой и страшной бедой. Он затрагивает все стороны нашей жизни: бьет по социуму, разрушает семьи, сокращает население и создает неблагоприятный психологический климат в стране.
Все усилия по улучшению медицинского обслуживания, увеличение социальной части бюджета – все это сводится на нет высоким уровнем потребления алкоголя и наркотиков. Алкоголизм, поработив взрослое население, на достигнутом не останавливается – захватывает в свои сети подростков и даже детей. Как справиться с этой страшной бедой, когда привычные во всем мире механизмы – например, повышение цен на алкоголь – не только не помогают, но еще и вредят?
Урон, наносимый России алкоголизмом, имеет ужасающие масштабы. За январь-сентябрь 2011 года в ДТП, произошедших по вине нетрезвых водителей, погибло полторы тысячи человек и еще 13 тыс. получили тяжелые ранения. Велико и количество преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, особенно это касается убийств и насилия. Алкоголизм все чаще становится причиной разводов, производственных и бытовых травм, увеличивает количество сердечно-сосудистых заболеваний, а это, в свою очередь, самым губительным образом действует на демографическую ситуацию в стране.
В прошлом году ученые Института социологии РАН опубликовали доклад об «алкоголизации» нации, особое внимание уделив юношескому и детскому алкоголизму. По данным исследователей, в последние 20 лет проблема пьянства перестала быть чисто «взрослой» и перекинулась на подрастающее поколение, которое в последние годы серьезно пополнило ряды пьющих россиян.
По данным исследователей, с 1989 по 2010 годы потребление алкоголя в расчете на душу населения увеличилось в 1,5 раза и достигло 17-18 л чистого спирта. Это чуть более чем в 2 раза выше уровня, который Всемирная организация здравоохранения признает особо опасным для здоровья.
По оценкам экспертов, сегодня в России алкоголизму подвержены не менее 5 млн человек, или 3,4% от всего населения. Одна из наиболее опасных тенденций при этом – рост женского и подросткового алкоголизма. Только по официальным данным сегодня в стране 418 тыс. женщин имеют диагноз «алкоголизм» и еще около 74 тыс. наблюдаются у враче как сильно пьющие. Сколько тех, кто не состоит на учете, но пьет, можно только предполагать. Что же касается подростков, то, по данным Роспотребнадзора, сегодня в России ежедневно потребляют алкоголь 33% юношей и 20% девушек, а тех, кто пьет регулярно, еще больше. Причем нижний возрастной порог приобщения к алкоголю, как свидетельствуют специалисты, опустился до 14-15 лет. Цифры, которые отражают проникновение алкоголизма в детскую среду, и вовсе поражают: в России сегодня проживает 178 тыс. детей, знакомых с похмельем и даже «белой горячкой».
Какие меры предпринимались в России в последнее время, чтобы укротить алкоголизм? Боролись с ним, заходя с разных концов: ужесточили условия производства и оборота крепких напитков, повысили цену на водку, запретили продажу крепкого спиртного в ночное время. Не все эти меры дали именно тот эффект, который должны были произвести в теории: так, повышение цен на водку спровоцировало увеличение потребления самогона и непищевых спиртосодержащих веществ. А вот запрет на продажу алкоголя после 10 вечера оказался действенной мерой: в первое же время введения запрета правоохранительные органы отметили снижение уровня ночной преступности.
Боролись не только с алкоголем, но и с его пропагандой, благодаря чему вся телевизионная реклама пива сегодня делается с использованием компьютерной графики – человека и бутылку пива в одном ролике нынче показывать нельзя.
С другой стороны, в стране закрыли все вытрезвители – последнее такое заведение прекратило свою работу в октябре прошлого года. Теперь всех пьяных «поделили» между собой полицейские и врачи: буйных отправляют к первым, тихих – ко вторым. Назвать эту меру однозначной нельзя: карет скорой помощи на всех пациентов «под мухой» не хватает, к тому же отвозят их, как правило, в обычные городские больницы – в соседство к трезвым больным и на попечение совершенно неподготовленного к этому персонала. Да и у полиции есть дела поважнее, чем охота на алкоголиков с последующим извозом до отделения.
Некоторые эксперты утверждают, что для того, чтобы снизить потребление алкоголя, нужно уменьшить не его число, а количество мест, где его можно приобрести. Конечно, бывалый алкоголик не поленится пройти и полгорода, чтобы достать вожделенную бутылку, но те, кто еще не попал в сети алкоголизма или выпивает от случая к случаю, уже не захотят тратить свое время и силы на то, чтобы ехать до отдаленного места продажи алкоголя. Этот метод уже используется: крепкий алкоголь уже нельзя купить в киосках и палатках, а в Госдуме уже рассматривалась возможность наложить запрет и на продажу в уличных торговых точках пива.
Что же касается детского алкоголизма, то он – естественный спутник взрослого недуга. Как отмечают социологи, одна из наиболее частых причин, по которым дети и подростки начинают пить, это отрицательный пример в семье. Детский и юношеский алкоголизм всегда будет сопутствовать взрослому, и борьба с первым будет бесполезна, пока не будет побежден второй. Впрочем, это не значит, что эту проблему следует оставить вовсе без внимания – напротив, нужны разнообразные сдерживающие меры – например, ужесточение наказаний за продажу алкоголя несовершеннолетним. Кстати, на днях в Госдуму был внесен законопроект поправок к статье 16 закона о госрегулировании алкоголя, который может повысить возрастной ценз на покупку лкогольных напитков до 21 года – по примеру США и некоторых других западных стран.
Многие подверженные алкоголизму люди часто повторяют себе в оправдание, что «в этой стране не пить невозможно». Но что изменится «в этой стране», если все население вооружится этим принципом? Рождаемость продолжит снижаться, смертность – расти, больницы будут переполнены больными и недееспособными людьми, из пьющих детей не вырастет здоровых взрослых. Проблему нужно решать – постепенно, и не отдельными мерами, а комплексно: регулированию алкогольного рынка должно сопутствовать улучшение медуслуг, а повышению цен на водку – развернутые программы по антиалкогольному просвещению.