Покидая Церковь Сан-Сальвадор в Севилье с его массивным алтарем, украшенным золотым орнаментом и бесчисленными статуями Девы Марии, выйдите через заднюю дверь. И вы очутитесь в маленьком тихом дворике с восьмиугольным бассейном. Кажется, что сюда доносятся звуки прошлой эпохи.
Немногие туристы обращают внимание на этот маленький дворик, который остается в тени церкви. Напротив желтой стены – три каменные арки и каменная башня. Это остатки минарета и разрушенной мечети. Эта церковь находится на том самом месте, где некогда располагалась самая главная мечеть Севильи –или мечеть Альмадоха.
В IX веке по велению халифа Кордовы в Севилье была заложена основа Большой мечети. Основное строительство было начато во время правления Абу Юсуфа Якуба аль-Мансура в 1184 году по проекту архитектора Ахмеда бен Бану, а закончено Али Умаром в 1198 году. Огромное белоснежное здание создавалось в течение нескольких столетий. Это был период расцвета мавританского искусства в Андалусии.
Прототипом для постройки минарета послужила мечеть Кутубия в Марракеше (Марокко). Тогда минарет увенчивали четыре медных позолоченных шара. В хронике короля Альфонсо Мудрого отмечено, что когда солнце освещало шары, их отблеск был виден на расстоянии дня пути от города.
После того как в 1248 году Фердинандо III завоевал Севилью, мечеть использовали как собор. Позднее на месте исламской святыни было решено построить грандиозный Севильский кафедральный собор. Так в начале XV века мечеть была разрушена.
Собор в буквальном смысле слова соорудили на месте мечети так, что территории, занимаемые обеими постройками, почти совпали. На южной стороне, где был михраб, расположилась капелла Антигуа. Минарет преобразовали в колокольню, а открытый двор для омовений стал клуатром. Католический «узкий» наряд оказался словно надетым на «широкое» мусульманское основание.
И всё же новое построенное здание немного уступало в размерах разрушенной мусульманской мечети. От старой исламской постройки сохранились «Врата прощения» (портал Puerta del Perdon, украшенный бронзовыми пластинами), Апельсиновый двор и стометровая башня Хиральда, ранее служившая минаретом. Остался и восьмиугольный фонтан во дворе.
Хиральда – это знаменитая четырёхугольная башня, поднимающаяся над Севильским кафедральным собором. Минарет, однако, сохранил свою первоначальную форму и стал использоваться в качестве колокольни Севильского собора. Плоская крыша минарета позволяла использовать Хиральду в качестве обсерватории, в то время одну из крупнейших в Европе.
Севильский кафедральный собор, или собор Мария-де-ла-Седе, стал каменным воплощением побед Реконкисты – отвоевания христианами земель на Пиренейском полуострове. На сегодняшний день Севильский собор, построенный на месте мечети, является третьим по величине храмом в Европе и имеет крупнейший алтарь в мире.
Алина Хакимзянова
Подготовлено по материалам зарубежных СМИ