Ухудшение саудовско-иранских отношений не вызывает удивления. Саудовский режим не мог удержаться от наказания Нимра аль-Нимра, представителя шиитского духовенства, резко выступавшего против него, а в Саудовской Аравии нет административных арестов, и наказанием служит смерть.
Иранский режим, считающий себя защитником всех шиитских общин в исламском мире, заранее потребовал от Эр-Рияда не убивать аль-Нимра, а когда Саудовская Аравия проигнорировала это требование, толпа сожгла саудовское посольство в Тегеране и консульство в Машхаде, вероятно, по указке иранских властей.
Немедленно разразился кризис. Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном. К осуждению нападения на посольство примкнули и другие страны, а некоторые из них, например, Судан и Джибути, тоже разорвали дипломатические отношения с Ираном или снизили их уровень. Иранский режим заморозил торговые отношения с Саудовской Аравией, а также прервал авиасообщение. На его сторону встала только «Хезболла».
У противостояния, начавшегося после Исламской революции очень глубокие корни. Саудовский режим считает, что Иран намерен свергнуть его в рамках «экспорта исламской революции» и суннитско-шиитского конфликта в регионе. Саудовская Аравия очень опасается подрывного влияния Ирана на шиитские общины в государствах Персидского залива, в первую очередь, Бахрейна. Стратегические цели двух режимов противоположны. Саудовская Аравия стоит за сохранение существующего положения и считает изменения угрозой своим интересам. Иран, напротив, стремится изменить базовую ситуацию. Разрыв Ирана с США создал барьер между ним и проамериканскими ближневосточными странами с Саудовской Аравией во главе. Иран также не забыл саудовской поддержки Ирака во время ирано-иракской войны.
В последние годы имели место несколько попыток наладить саудовско-иранский диалог, но они потерпели крах из-за фундаментального противостояния и его дальнейшего ожесточения. В начале «Арабской весны» Иран попытался спровоцировать волнения в Бахрейне, в основном, среди шиитского большинства, и это вынудило Саудовскую Аравию прислать войска на защиту режима в этой стране. Успехи мятежников-хуситов в Йемене, сумевших с помощью Ирана захватить ключевые позиции в стране, вызвали глубокую озабоченность в Саудовской Аравии, испугавшейся появления иранского форпоста на своей южной границе и на берегу Красного моря. Озабоченность подтолкнула Саудовскую Аравию к активным действиям по созданию коалиции из арабских стран для бомбардировки объектов хуситов в Йемене. К этому следует добавить противоречия в Сирии, где Иран поддерживает Асада, а саудиты стремятся сместить его, и в Ираке, северном соседе Саудовской Аравии, где растет иранское влияние. Постоянные преследования иранских паломников в Саудовской Аравии и падение цен на нефть, которое Иран считает саудовской попыткой причинить ущерб Тегерану, подлили масла в огонь.
Над этим висит стремление Ирана к ядерному оружию, в том числе, заключение договора, который Саудовская Аравия считает серьезной угрозой из-за отмены санкций. По мнению Эр-Рияда администрация Барака Обамы слаба и не понимает Ближний Восток. Саудовское руководство обеспокоенно готовностью Обамы идти на чрезмерные уступки Ирану и сомневается в его решимости не допустить появления у Тегерана ядерного оружия.
Казнь аль-Нимра вывела напряженность на новый уровень. Можно предположить, что саудовцы ожидали бурной реакции Ирана. Но это их не остановило. То ли потому, что активная пропаганда аль-Нимра угрожала потрясениями Саудовской Аравии, то ли потому, что на сей раз была готовность активнее выступить против Ирана. Они начали противодействовать Ирану в Бахрейне и в Йемене, разорвали с ним дипломатические отношения и стараются изолировать его в арабском мире. Эр-Рияд демонстрирует, что намерен подавить шиитские волнения в Персидском заливе и тоже может действовать против Ирана и его сателлитов.
Обе стороны не заинтересованы в дальнейшем разжигании конфликта, и иранское руководство осудило нападения на посольство и консульство. Но с учетом текущей ситуации в регионе и на фоне отсутствия механизма посредничества между ними, им будет трудно уладить конфликт. Если эскалация не прекратится, она грозит дополнительно усугубить шиитско-суннитский раскол, привести к шиитским волнениям в странах Персидского залива, торпедировать попытки сирийского урегулирования, помешать шиитско-суннитскому примирению в Ираке, а также осложнить борьбу против ДАИШ (ИГИЛ- запрещена в РФ)и развеять американскую надежду на более умеренную политику Ирана в регионе.