Как часто вы слышите от мусульман или этнических мусульман, что какой-то предмет их лечит или приносит им баракат? Или может ходят на могилы людей просить заступничества перед Богом? Или может вы сами дотрагиваетесь до предмета, который касался Каабы, с намерением получить баракат?
Правильно ли поступают мусульмане в этом случае или нет? Может ли предмет исцелять и приносить баракат (с арабского языка означает “благодать”)?
Сейчас постараемся подробно вникнуть в эту тему. Разберем, что такое табаррук и тавассуль.
Итак, табаррук – это получение бараката от Аллаха через какую-то вещь. Табаррук был известен уже при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижников, табиинов, таби табиинов. А ведь это поколения, которым Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовал благом.
Тавассуль – это использование другого человека в качестве посредника для того, чтобы Аллах исполнил нашу просьбу.
Некоторые из мусульман, придерживающиеся взглядов ваххабизма, считают, что табаррук и тавассуль это ширк (многобожие), и по их мнению это выводит человека из ислама.
Доводами ваххабитов является следующее:
В «Фатава аль-ляджна ад-даима» сказано: «Нельзя кланяться перед мусульманином или немусульманином, даже верхней частью тела или кивком головы, потому что кланяться в знак приветствия считается поклонением (‘ибада) (!), а поклонение совершается лишь в отношении Всевышнего»; в ответ на вопрос о поясном поклоне родителям заявлено: «Нельзя, это многобожие (ширк), потому что поясной поклон так же, как и земной, – это поклонение (‘ибада) Всевышнему, нельзя их делать (посвящать) никому, помимо Аллаха». Похожая ситуация описана казахским религиоведом и теологом Кайратом Жолдыбайулы: «…в ауле была свадьба. Невеста на ровном месте подняла шум, утверждая, что во время Беташара не будет делать поклонов, так как это якобы является тяжким грехом – “ширком”, т.е. “приданием Аллаху сотоварищей”. Собравшиеся люди возразили, сказав, как такое возможно…»
Шагавиев Дамир Адгамович (доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры систематической теологии РИИ и кафедры теологии БИА) комментирует доводы ваххабитов: “Отсутствие критерия в определении понятия «аль-‘ибада» в свою очередь приводит и к другим дилеммам, связанным с сюжетами из Корана. Если не разделять между понятиями «земной поклон поклонения» и «земной поклон приветствия или проявления уважения», то как можно трактовать земной поклон ангелов первому человеку и пророку Адаму?! Абсурдно утверждать, что Всевышний приказал ангелам совершить акт многобожия! Но именно такой вывод напрашивается из-за отсутствия критерия в определении поклонения. То же самое с историей о пророке Йусуфе, которому земной поклон совершили братья и отец (пророк Йа‘куб). Невозможно с точки зрения исламской догматики говорить о том, что пророк мог совершить акт многобожия в отношении другого пророка, ибо многобожие запрещено в исламе со времен Адама. Из сунны также известен следующий случай: «Когда приехал из Сирии Му‘аз [ибн Джабаль], то он поклонился земным поклоном Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и был спрошен им: “О Му‘аз, что это?”. Он сказал: “Я был в Сирии и увидел, как христиане совершают земной поклон своим патриархам и епископам. Поэтому я захотел, чтобы мы делали так же в отношении тебя”, на что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Не делайте так! Если бы я приказал поклониться земным поклоном кому-то, помимо Аллаха, то приказал бы женам, чтобы они кланялись так своим мужьям…”». Данный поступок говорит о том, что сподвижники, в частности Му‘аз, понимали, что не каждый земной поклон является поклонением.
Сахабы, да будет доволен ими Аллах, совершали табаррук реликвиями Пророка при его жизни и после его смерти, и мусульмане продолжают после них и до наших дней придерживаться этого. Дозволенность этого деяния познается из действия Пророка, да будет доволен им Аллах и приветствует, когда в прощальном хадже он остриг свои волосы, обрил голову и ногти, а затем поделил их между сподвижниками.
Что касается разделения волос, то передал аль-Бухари и Муслим от хадиса Анаса. Приводится у Муслима что он (Анас) сказал: «Когда он (Пророк) бросил (камни в колодец) 'акабах, зарезал свое животное и обрил волосы, - подставил правую сторону и он (обревающий волосы) обрил ее, затем позвал Абу-Тальху аль-ансари и вручил ему. Затем подставил левую сторону и сказал: «Брей» и он обрил, и он отдал Абу-Тальхе и сказал: «Раздели среди людей». Также в риваяте Муслима: «И он начал с правой стороны и раздал по одному, по два волоса среди людей, затем сказал: «Слева». И он сделал также. Затем сказал:
«Здесь, Абу Тальха», и передал Абу Тальхе».
Это содержит в себе дозволенность табаррука реликвиями Пророка. Он разделил свои волосы, для того, чтобы сахабы получали от них благословение и просили у Аллаха о милости тем, что является частью его (Пророка) и приближались этим к Нему.
Разделил среди них, для того, чтобы это оставалось постоянным благословением среди них напоминанием для них. Затем за сподвижниками в совершении табаррука его реликвиями последовали те, кому Аллах дал счастье, и это передавалось последующими поколениями от предыдущих.
О дозволенности табаррук говорят многие достоверные хадисы. И если можно получать баракат от вещи праведника, то можно получать баракат и от самого праведника. Если можно сказать: «О Аллах, через баракат этой вещи, принадлежавшей праведнику, выполни мою просьбу», – то можно и сказать: «О Аллах, через баракат этого праведника выполни мою просьбу».
Приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал суры “Фаляк” и “Нас”, потом дул в ладони и обтирал своё тело. Так он получал баракат от Корана. Он делал это и тогда, когда кто-нибудь из его семейства болел. (Аль-Бухари, 5016, Муслим 2192.)
Когда Умар отправил своего сына к Аише, разыАллаху анха, чтобы спросить у неё разрешения быть похороненным рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, это тоже был таббарук. Аиша, разыАллаху анха, говорила, что готовит это место для себя, чтобы быть рядом с мужем и отцом, но в тот день разрешила, чтобы Умара там похоронили.
Сподвижник Аби Бурда передаёт, что, когда он приехал в Медину, то встретился с Абдуллой ибн Салямой. Тот сказал ему: «Пойдем ко мне домой. Я тебе дам выпить из стакана, из которого пил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует». Имам Бухари приводит этот хадис.
Муслим приводит хадис, что в доме Умм Сулеймы была посуда, из которой пил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и она повесила её на стену для бараката.
Бухари и Муслим передают, что Итбан ибн Малик передает, что в племени Бани Салим он был имамом в намазе. Он рассказывал, что после дождей ему тяжело было доходить до мечети. Однажды Итбан ибн Малик пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Я хочу, чтобы ты пришёл ко мне домой и сделал там намаз, чтобы я потом молился на этом месте». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует пришел вместе с Абу Бакром и спросил Итбана ибн Малика, где тот хочет, чтобы он сделал намаз. Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, помолился там, где его попросили. И впоследствии Итбан ибн Малик всегда делал намаз на этом месте для таббарука.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что табаррук и тавассуль дозволены в исламе.
Также, Шагавиев Д.А. поясняет:
“Самое главное стоит пояснить, что мусульмане совершая табаррук и тавассуль все равно убеждены, что дающий благодать и ответ на дуа только Сам Всевышний.
Если человек считает, что праведник, пророк или вещь его исцеляет, например, без воли и мощи Аллаха, то это будет означать обожествление этого праведника или пророка или вещи.
Приведем пример с врачом и таблетками: Мы просим исцеления у врача, но при этом понимаем, что он только посредник или средство. Потому что исцеление дарует только Всевышний. Мы не считаем таблетки и врача божеством (не наделяем их божественной сутью). Также и праведники и их вещи для нас всего лишь средство. Пророк должен был заявить, что после смерти его не делать тавассуль им, но он этого не заявил. Значит у них нет довода против нас. А что только одному Всевышнему надо поклоняться это любой мусульманин с этим согласен, даже практикующий тавассуль и табаррук”.
Зябирова Гельсем.