Ислам – религия мира и добра. Всё целомудрие, красота и добродетель заключены в нём. Поэтому каждому мусульманину необходимо не только соблюдать религию, но и правильно следовать её канонам. Сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) унаследовали от него тонкости религии Ислама и передали это великое наследие своим потомкам и последователям, а те, в свою очередь, – нашим великим имамам, которые по крупицам собирали знания об Исламе.
Среди них – основатель традиционного на территории Поволжья мазхаба (правовой школы) имам Абу Ханифа Ногман ибн Сабит (да будет милостив к нему Аллах).
Наш народ был в числе первых, кто принял ислам на территории современной России. В короткое время на его небосклоне засеяли татарские ученые-богословы, не только глубоко знающие суть религии, но и способные к передаче своего опыта остальным. Дорогие нашему сердцу и памяти деды и прадеды, даже в самые темные времена невежества, жили согласно канонам своей веры, смогли сохранить свет ислама и передать его потомкам. А сейчас это великое наследие предков находится в руках молодых людей – наших преемников. Поэтому правильное объяснение постулатов веры – наша святая обязанность.
Слово «Ислам» происходит от корня, который в переводе означает «быть мирным, спокойным». Поэтому одна из обязанностей мусульман – установление мирных добрососедских взаимоотношений не только между собой, но и с представителями других народов. Доказательством тому служат слова Всевышнего в Коране:
«Воистину, и явились к вам от Аллаха свет и ясное писание. Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. По Своему соизволению Он выводит их из мраков к свету и наставляет их на прямой путь» (сура “Трапеза”, 15-16).
Здесь под словом «свет» подразумевается сам Пророк Мухаммад, который в течение двадцати трех лет, находясь среди первых мусульман, всегда освещал им путь светом божественного знания. Слово «прямой путь» комментаторы Корана толкуют как путь спасения и мира.
«Воистину, это и есть мой прямой путь. Так следуйте же ему, не ступайте другими путями – не то заблудитесь» (сура «Скот», 153 аят). Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Религия Ислам была ниспослана с великой мудростью и в совершенном виде. На протяжение многих веков отказывая себе во многих материальных благах и удобствах, наши ученые бережно копили и сохраняли знания о ней, искали истину в спорах. Известно, были те, кто достиг намеченных целей и познал истину, но были и такие, кому удавалось не все. Согласно словам Пророка (мир ему и благословение), тому, кто, основываясь на хадисах (преданиях) Мухаммада и прилагая собственные усилия и знания, решил некий вопрос религии правильно, полагается двойная награда, а тому, кто не смог найти верное решение проблемы, – одна. Однако, на протяжении ряда веков было немало людей, пытавшихся нанести урон исламу: не имея достоверных и крепких знаний о религии, они пытались решать религиозные вопросы. Пророк назвал их «бедствием религии» (См. сборник хадисов Муслима). Были и такие группы, которые пытались дать ответы на некоторые политические вопросы. Но большинство нашей уммы всегда неотступно следовало пути нашего Пророка Мухаммада, его сподвижников, известных на весь мир имамом и ученых.
Ислам – религия, которая уделяет особое внимание разуму человека, и она не приемлет принудительного, насильственного обращения в веру. Аллах Всевышний говорит:
«Нет принуждения в религии, прямой путь уже отличился от заблуждения» (Сура «Корова», 256 аят).
В другом аяте Он говорит:
«Воистину, кто хочет – пусть верует, а кто не хочет – пусть не верует» (Сура «пещера», 29 аят).
В этих благородных словах видна свобода волеизъявления, данная Аллахом человеку. Разговаривая о сущности религии, принято предварять и сопровождать разговор объяснениями. В завершении беседы необходимо дать время слушателю на анализ и обдумывание обсуждавшихся тем.
Ислам, также – религия милосердия. Господь говорит по этому поводу:
«Ты (О Мухаммад) был послан лишь как милость для миров» (Сура «Пророки», 107 аят). Из этих строк можно сделать следующий вывод: Мухаммад был ниспослан с великой миссией от Аллаха Всевышнего. В Коране Он называет Пророка милостью, значит весь путь его. Что бы он ни делал, всегда будет связан с идеями милосердия и сострадания.
Именно поэтому Пророк настоятельно говорил:
«Не убивайте ради потехи то, в чем есть жизнь». То есть не избирайте тварей Господа мишенями. Смысл слов пророка заключен в запрете напрасного убиения ради глупой забавы.
Вот другой хадис Пророка:
«Одна женщина попала в ад только из-за своей кошки. Держа её взаперти, она не кормила её, а, отпустив погулять, не давала ей самостоятельно питаться» (Муслим, со слов Абу Хурайры). Из этих слов мы видим, насколько религия Ислам милосердна к созданиям Творца. Значит, если за насилие над животным предусмотрено наказание Аллаха, то становится понятным, насколько велико наказание тому, кто причинит боль человеку и принесет в его жизнь несчастье.
В исламе есть одно основное правило, которое заключено в словах Пророка Мухаммада:
«Я пришел с чистой религией для облегчения» (Ан-Насаи). То есть цель данной мне свыше религии, божественного закона, – не обременение людей, а, напротив, прямой путь к истине, облегчающий их положения.
Аллах Всевышний говорит:
«Бойтесь Аллаха по мере возможности, слушайтесь, повинуйтесь и расходуйте во благо себе» (Сура «Взаимный обман», 16 аят).
А также:
«Аллах желает вам облегчения и не желает трудности» (Сура «Корова», 183 аят). В этих словах Всевышний объясняет нам, что Ислам – легкая религия.
Сегодня мусульмане проживают во всех странах мира. На земном шаре, ни в одном государстве, нет, наверное, таких законов, которые бы явно противоречили основным канонам Ислама. Поэтому, если при каких-то условиях мы не можем выполнять в полной мере некоторые религиозные обязанности, мы, будучи довольными тем, что имеем, пользуясь данными нами свободами, должны строить ровные отношения с членами общества, в котором живем.
Однажды Пророк Мухаммад отправил с миссией в Йемен сподвижников Муаза ибн Джабаля и Абу Мусу аль-Ашари, чтобы они обучили йеменцев Исламу. Вот слова напутствия Пророка сподвижникам:
«Сообщайте им радостные вести, не вызывайте в них ненависти, облегчайте и не создавайте трудности» (Аль-Бухари, Муслим).
Исходя из этих слов, можно понять некоторые важные, особенно для современной мусульманской молодежи, моменты. Во-первых, в нашей стране действует федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», позволяющий каждому её гражданину исповедовать ту религию, которую он желает. Наша же религия – Ислам – религия на все времена, соответствующая любому месту и времени. Если бы в Исламе не заключалась эта уникальная способность к адаптации, то, скорее всего, он не был бы истинно божественным, то есть ниспосланной от Аллаха, религией.
В последние десятилетия в стране наблюдается интерес людей к своим духовным корням и истокам, все больше людей сознательно возвращается в Ислам. Некоторые наши единоверцы, будучи несколько лет в Исламе вдруг попадают в сети различных течений, не признаваемых всеми авторитетными учеными исламского мира. Среди них – не построившая за пятьдесят лет своего существования ни одной мечети, но непрерывно призывающая к созданию халифата организация «Хизб ат-Тахрир». Правильность идеологии основателя «Хизб»а не признает ни один ученый-богослов мира. Во многих странах последователи этой организации уже сбили с толку умы многих молодых людей, не разбирающихся в основах религии, однако страстно стремящихся хоть чем-то помочь Исламу, и, по незнанию своему, попадающих в такие вот партии.
Вторая, не менее опасная группа, называется «Джамаат ат-такфир уаль-хиджра», которая уже успела раскинуть свои крылья на многие страны мусульманского мира. Эта организация возникла в египетских тюрьмах в 60-е годы прошлого века. Её основатели Али Исмаил, Шукри Ахмад Мустафа и другие.
Перечислим основные заблуждения «такфир»а:
- Человека, совершающего большие грехи, они признают неверующим.
- Людей, судящих не по закону Аллаха, они признают неверующими. Т.е. всех судей, прокуроров, даже в том случае, если они читают намаз.
- Тех, кто подчиняется решениям этих судьей, они признают неверующими.
- Ученых Ислама они также признают неверующими, так как те живут, как они считают, в «не мусульманских» странах и терпеливо переносят трудности.
- Тех, кто не принимает идеологию такфира, они признают неверующими.
- Тех, кто следует за мазхабами четырех имамов или подчиняется иджма, единодушному мнению ученых по какому-либо вопросу (путь даже это иджма сподвижников Пророка), они признают неверующими.
- Высказывания и деяния сподвижников для них не являются примером.
- Комментарии Корана и религиозно-богословские книги они не принимают, так как авторы, написавшие их, – неверующие.
Помимо этого в их арсенале имеется ряд и других неподдающихся логике рассуждений и тезисов.
На вопрос: Как уберечь себя и общество в целом от подобного рода заблудших течений? - есть только один ответ. Следовать за имамами, которые действительно призывают на путь Аллаха, и ни в коем случае не отделяться от общества. Поклонение в домах Аллаха - мечетях, пророк назвал одной из причин, почему его община никогда не заблудится. Вот что говорит Пророк Мухаммад по поводу жизни среди разных людей:
«Лучший пред Аллахом тот мусульманин, который, живя среди людей, с терпением переносит их обиды, чем тот, кто не сносит обиды людей» (Абу Дауд).
Также Аллах призывает мусульманам придерживаться умеренности во всем:
«И сделали Мы вас общиной, придерживающейся середины» (Сура «Корова», 143 аят).
Пророк Мухаммад говорил: «Поистине, эта религия – легка. Если кто-либо захочет осложнить её, она его одолеет». Наши ученые, вынося те или иные суждения в вопросах веры и религии, учитывали многие факторы, то есть выносили соответствующие фетвы, принимая во внимание многие аспекты, к примеру, такие, как: Какова страна, Каков менталитет живущего там народа, Какова политическая система и т.д.
По этому поводу ученый Ибн Кайим аль-Джаузия в одном из своих трактатов писал: «Кто выносит фетвы, основываясь лишь на Писании и игнорируя положение людей, то он, поистине – заблудший и вводит в заблуждение других. Его преступление по отношению к Исламу более тяжко, чем преступление врача, лечащего разных больных одним и тем же лекарством, ведь он своими фетвами может нанести вред людям».
Известный доктор шариатских наук Йусуф аль-Кардави говорит: «Знатоки фикха разрешили менять фетвы в связи с изменением времени, места, местных обычаев. В этом вопросе они подтверждают деяния сподвижников и праведных халифов, а Пророк (мир ему и благословение) приказал «держаться за них зубами» (Сборник сорока хадисов Ан-Навави)».