В минувшем месяце в Пресс-центре одной из популярных светских газет собрались эксперты и забили тревогу: так как есть спрос на халяльную продукцию, то ее здорово подделывают, а потребитель об этом ничего не знает.
Наш обозреватель был на этой Пресс-конференции и узнал очень многое, о чем не знает обычный народ.Или, по крайней мере, не догадывается, хотя придирчивые мусульмане давно усвоили правило: все проверять и покупать только в мусульманских магазинах, так сказать «родных». Да и там, оказывается, не все в порядке. Не будут же продавцы отказываться от тех колбас, к которым народ привык и с удовольствием покупает на протяжении нескольких лет. Можно, конечно, допустить вариант, что они знают об этом, но этот факт замалчивают.
Оказывается, больше всего контрафакта самого «халяльного» мяса и полуфабрикатов. На рынках Казани кто хочет, тот и продает Халяль. Достаточно одеть тюбетейку или платок, далее дело за малым: убедить покупателя. А то, как транспортируется это мясо, где рубится, с каким соприкасается – не важно, главное деревенское, а значит халяльное. Зачем соблюдать какие-то стандарты и правила, если народ и так берет, а руководство рынков позволяет его продавать. В этой сфере, правда, начали наводить порядок, но пока откликнулся только Чеховский рынок, в лице фирмы ООО «Сабантуй».
Наибольшее безобразие творится у производителей полуфабрикатов. В любом супермаркете вы найдете пельмени или манты «Мусульманские», «По-мусульмански», с разукрашенными этикетками, где гордо развиваются минареты мечетей. И чем больше мечеть, тем больше «мусульманского» колорита в этих полуфабрикатах. Прекрасно в этом направлении работает фирма «Юлдаш». Похоже, их пельмени пользуются большой популярностью среди населения, раз они не первый год их продают. Второе место занимает производитель под брендом «От колобка», фирмы «Рамис». У них они так и называются: «Мусульманские от колобка». Непонятно только, почему они мусульманские, ведь колобок не мусульманский персонаж. Сюда больше подошел бы Старик Хоттабыч или Маленький мук. Но самое, наверное, интересное и обидное, что гипермаркет домашней еды «Бахетле», который у татарского населения ассоциируется с национальной пищей, тоже производит, так называемые «мусульманские» полуфабрикаты, которые не имеют ничего общего с халялем, хотя, каждый татарин, уважающий свои традиции должен кушать именно халяльную пищу! Конечно, это все делается для того, чтобы привлечь потребителя. Ведь спрос есть, и он будет увеличиваться с каждым годом, так как у людей растет религиозное самосознание. По оценке экспертов, ежегодный прирост халяльной продукции составляет 15%, и в будущем, в этой сфере среди производителей преуспеет тот, кто уже сейчас наладит выпуск халяльной продукции.
Проще всего сейчас в колбасной сфере. Там почти навели порядок, крупные производители давно уже изучили стандарты и получили сертификаты на производство. Но есть и один производитель, который, нарушая все законы Роспотребнадзора и Госстандарта, производит халяльные позиции под двумя брендовыми «советскими» названиями: «Московская» и «Докторская». Такую наглость допускает пензенский производитель ЧП «Бибарсовой». Они на этикетке и Гост указывают! А если она «Гост»овская, то в них обязательно должна быть добавлена свинина! Они свою позицию, в основном, продают только в мусульманских специализированных магазинах. Потому что знают, что в других их разоблачат. Удивительно, но наша газета об этом пишет уже второй раз, а мусульманам хоть бы хны! Как покупали, так и покупают, а продавцы, как продавали, так и продают. Видимо, они настолько вошли в доверие покупателя, так как были первыми, кто поставлял халяль на рынки Казани, что теперь трудно от них отказаться.
- К сожалению, органы по сертификации продукции уполномочены контролировать лишь ту продукцию, которой они выдали сертификаты соответствия, – говорит Любовь Артамонова, заместитель генерального директора ЗАО РСМЦ «Тест Татарстан». – Торговля и реализация должна контролироваться органами государственного контроля надзора, которые имеют на это право. Безусловно, «Московская» колбаса, в рецептуру которого входит свинина, промаркированная как «халяль», никак не может быть отнесена к этой категории.
- Распознать продукцию не сложно, – сообщает Фарида Шигапова, начальник отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по РТ. – Ведь она отличается от остальной улучшенными вкусовыми качествами за счет тех условий, которые соблюдаются при забое и хранении. Наша организация несет ответственность за качество и безопасность, но не за контроль.
Так в чем же дело и где обычному потребителю найти правду. Да и сами предприятия получается поставлены в неравные условия конкурентной борьбы с теми, кто не соблюдает принципы изготовления халяль.
- На мой взгляд, это не просто конкуренты, а нарушители – говорит Ильнур Гайнуллин, руководитель Комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ. – Я планирую активизировать свои действия со службами Роспотребнадзора и Госстандарта, чтобы выявлять, как можно чаще «контрафактную» продукцию. Ведь такие производители вызывают недоверие к нашим изготовителям, а главное лицо здесь – потребитель.
Пока советую всем быть бдительными и искать отличительный значек зеленого цвета. На нем должно быть написано слово «Халяль» на трех языках – русском, арабском и английском. На золотистой обводке значка или рядом на упаковке обязательно присутствует надпись: «Контроль Комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ».