Петиция против «антитеррористического пакета» законов Яровой – Озерова набрала более 100 тыс. подписей на сайте Российской общественной инициативы. Это означает, что теперь инициативу будет рассматривать рабочая группа экспертов на федеральном уровне
По состоянию на 15 августа петицию подписали 100 098 человек. Петиции на сайте РОИ можно поддержать после авторизации через сайт госуслуг.
Читайте также: Ужесточение законодательства России в 2016 (подборка материалов)
Инициатива обращена к президенту России Владимиру Путину и председателю кабинета министров страны Дмитрию Медведеву. В течение не более 2 месяцев со дня направления группа экспертов обязана дать заключение по ней, сообщается на сайте РОИ.
В тексте инициативы отмечается, что «антитеррористический пакет», существенная часть которого посвящена интернету, требует огромных финансовых вложений, что вполне может привести к банкротству многих интернет-компаний и снизить доход государства от получаемых от них налогов. Кроме того, по словам инициаторов сбора подписей за отмену «пакета Яровой», он «противоречит Конституции России и абсолютно бесполезен с технической точки зрения».
Напомним, что Владимир Путин подписал «антитеррористический пакет» 7 июля. Принятые Госдумой и Совфедом законопроекты были предложены депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Согласно «пакету Яровой-Озерова» операторы связи и интернет-компании обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, а также иные электронные сообщения пользователей в течение шести месяцев. Также операторов обяжут хранить метаданные (информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков) в течение трех лет, интернет-компании – в течение года. В отрасли ожидают многомиллиардные убытки и серьезное повышение цен на услуги для россиян.
Источник фотографии: hyser.com.ua
Также в петиции напоминается, что против нового закона выступили крупнейшие интернет-компании Mail.ru и «Яндекс», а также профильные ассоциации РАЭК и РОЦИТ и даже рабочая группа «Связь и ИТ» при Правительстве России. Закон предписывает операторам связи и «организаторам распространения информации» (ими могут быть признаны любые сайты, реестр ведет Роскомнадзор) хранить все данные, переданные пользователями, а это гигантский объем. Экспертная оценка затрат на постройку инфраструктуры – более чем пять триллионов рублей. Для сравнения, доходы федерального бюджета России в 2015 году составили 13,7 триллиона рублей.
Что кроме сотовой связи и интернета
Петиция акцентирует внимание на поправки к антитеррористическому закону в отношении действий операторов сотовой связи и интернет-провайдеров. Однако не только эти положения закона вызывали возмущение и многочисленные дискуссии. Уже в первоначальной редакции скандальный пакет не был принят единодушно, и из него пришлось исключить поправки относительно лишения гражданства и запрета на выезд из страны.
ИА «Инфо-Ислам» уже писало о том, какие изменения в законодательстве вступят в силу с 1 июля 2018 года. Это наказание за публичные призывы к терроризму, за несообщение о преступлении, за экстремизм (теперь ответственность за это наступает с 14 лет). Также в статье УК о массовых беспорядках появился пункт «склонение, вербовка или иное вовлечение», за который можно попасть в тюрьму на срок от 5 до 10 лет и статья «акт международного терроризма» .Теперь все посылки на почте будут проверяться на предмет наличия оружия, наркотиков или денег.
И одним из самых резонансных пунктов поправок к закону стала «миссионерская деятельность». Теперь такой деятельностью считается религиозная практика вне специальных заведений, кладбищ, мест почитания, религиозных школ, а именно: богослужения, церемонии, распространение литературы и других материалов, чтение проповедей. «Распространение веры и религиозных убеждений» через СМИ и интернет также будет считаться миссионерством. Подобной деятельностью будет разрешено заниматься только представителям зарегистрированных организацией групп или тем, кто заключил с ними специальный договор. Нарушение этого закона будет караться штрафами до 1 миллиона рублей.
За лайк – под суд? За какие действия в сети можно получить наказание?
Но мы остановимся на виртуальности, действия в которой могут быть оценены как экстремизм. Очевидно, что социальные сети создают иллюзию безнаказанности. Когда же высказанное вслух слово становится подсудным? Конечно, граждане имеют право на свободу слова и выражение мнения. С другой стороны, не все высказывания безобидны, они могут разжигать ненависть, вражду, становиться причиной межэтнической розни. Уголовный кодекс предусматривает соответствующее наказание за подобные высказывания. Но не всегда граждане четко и ясно представляют себе ту границу, переступив которую, уже нельзя будет воспользоваться неотъемлемым правом на свободу слова, а придется нести уголовное наказание.
Источник фотографии: seo-campaign.ru
В последнее время все чаще публикуется информация о судебных разбирательствах за поставленный лайк или перепост в социальных сетях. Здесь очень важно сохранить общий подход к праву любого человека высказываться, если ему что-то нравится или не нравится. В отношении лайка довольно сложно применить существующий критерий оценки как действия, способствующего разжиганию вражды. Нередко лайк означает всего лишь, что материал был прочитан пользователем.
Интернет – неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому подобные дела вызывают большой резонанс. Но, с другой стороны, каждый должен понимать, что высказывание в интернете публично и ответственность за него несет пользователь. Много моментов требуют конкретизации и четкости. С этой целью Пленум Верховного суда РФ собирается осенью выпустить постановление, в котором будет разъяснено, в каком случае публичное высказывание попадает под понятие «экстремизм». Мы можем только надеяться на то, что критерии отнесения публичных высказываний к уголовно наказуемым будут четкими, не двусмысленными. А сегодня законодательство четких разъяснений не дает и решение по каждому конкретному делу принимает суд.
Что же относят к определению «экстремизм»? Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» гласит, что это: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также, среди прочего, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, атрибутики и символики, «сходных с нацистской до степени смешения», символики экстремистских организаций, массовое распространение, изготовление и хранение заведомо экстремистских материалов и другое.
Существует Федеральный список экстремистских материалов, составленный министерством юстиции РФ. Сегодня он насчитывает более 3700 пунктов, среди которых видеоролики, музыка и даже произведения изобразительного искусства. Новые пункты включаются в обновляющийся каждый день список на основании решений суда.
Все популярные соцсети открыто предупреждают пользователей о том, что запрещено на сайте. Вопрос в том, читают ли эти правила пользователи. Вконтакте, Facebook, Одноклассники прописывают права и обязанности пользователей, но не разъясняют, что именно грозит за нарушение закона. А ответственность может быть весьма серьезной, вплоть до лишения свободы.
Источник фотографии: srnsk.ru
Реальное наказание за виртуальное преступление
О резонансных делах против интернет-пользователей в 2015–2016 годах пишет rbc.ru:
- 26 апреля 2016 года интернет-предпринимателю Антону Носику предъявили обвинение в «возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства с использованием СМИ» (ст.282.1 УК). Основание – запись в блоге Носика в «Живом журнале» от 1 октября 2015-го с выражением поддержки российской военной операции в Сирии и призывом к расправе над сирийцами.
- 30 декабря 2015 года Вадима Тюменцева приговорил к 5 годам колонии общего режима Кировский районный суд Томска. Основание – видеозаписи на YouTube и во «ВКонтакте». В роликах Тюменцев, согласно решению суда, вел экстремистскую деятельность через призывы к участию в несанкционированных акциях протеста и возбуждал ненависть к жителям самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Любопытно, что суд ужесточил наказание: прокурор на процессе требовал для политического активиста 4 года колонии-поселения.
- 21 декабря 2015 года Октябрьский районный суд Краснодара приговорил политического активиста Дарью Полюдову к двум годам колонии-поселения за участие в несанкционированной акции протеста, публикацию и репост записей во «ВКонтакте». В соцсети Поклюдова размещала материалы с критикой президента Владимира Путина и положительной оценкой возможного желания отдельных граждан «присоединиться к Украине». Суд счел это призывом к насильственному изменению конституционного строя.
- 9 декабря 2015 года обвинение по той же статье, что и Носику (ст.282.1 УК), было предъявлено лидеру запрещенного в России движения «Русские» Дмитрию Демушкину. Уголовное преследование лидера националистов ведется из-за публикации им в социальных сетях фотографии баннера с акции «Русский марш» 2014 года с экстремистским лозунгом. В конце лета 2015-го Нагатинский районный суд также постановил удалить страницу Демушкина во «ВКонтакте» за изображения с демонстрацией радикальной националистической символики.
- 1 декабря 2015 года Сургутский городской суд приговорил к году колонии-поселения интернет-пользователя Олега Новоженина. Он размещал на своей странице во «ВКонтакте» аудио- и видеозаписи, в которых пропагандировал идеи запрещенных в России организаций «Правый сектор» и Misantropic Division, а также украинского добровольческого батальона «Азов».
Лилия Цимбалистова