На прошедшей неделе бывший казый г. Казани Рустем Зиннуров снова привлек к себе всеобщее внимание мусульманского сообщества республики Татарстан.
На прошедшей неделе бывший казый г. Казани Рустем Зиннуров снова привлек к себе всеобщее внимание мусульманского сообщества республики Татарстан. Журналистам популярного татароязычного сайта «Азатлык радиосы» удалось вывести неоднозначного мусульманского проповедника на весьма откровенный разговор в рамках взятого у него интервью. На сайте было предусмотрительно размещена и видеозапись признаний имама, т.е. тем самым журналисты лишили его возможности в дальнейшем отказаться от своих слов.
Один из вопросов интервью касался недавних провокации псевдоисламской политической секты Хизб ут-тахрир, адепты которой в октябре этого года в разных мечетях Казани попытались организованно заявить о себе. После пятничного намаза в ряде казанских мечетей, в т.ч. и в «Казан нуры», где Зиннуров сейчас работает имамом, одиночки-активисты выкрикивали разные реплики о том, что членам секты в России запретили исповедовать ислам в их извращенных формах, т.е. формах, ведущих к терроризму. Все это записывалось на видеокамеру, видимо, для отчета перед своими зарубежными спонсорами, ведь данная организация, как известно, управляется из Лондона, на что указывает и редакция сайта «Азатлык радиосы». Ко всеобщему удивлению, Рустем Зиннуров не осудил провокацию. Единственное, что его не устроило – это то, что хизбутовцы не согласовали с ним свои действия и начали вести политическую пропаганду в его мечети без разрешения имама. Более того, Рустем Зиннуров дальнейший разговор построил так, будто террористическая организация Хизб ут-тахрир – одно из обычных направлений ислама подобно одному из коренных татарских субэтносов, которые в совокупности образуют наш единый и неделимый народ.
Желание нравится всем, как известно, это признак незрелой личности, у которой еще не сформировалось свое собственное мировоззрение. Такой человек хочет угодить каждому, ибо сам не знает, как поступать правильно. В этом интервью Рустем Зиннуров покрывает членов террористической организации Хизб ут-тахрир. А в июне этого года он направил в ДУМ РТ документ, в котором уверяет, что всю свою дальнейшую деятельность будет выстраивать не только в соответствии с ханафитским мазхабом, но и матуридитской акыдой. Вы уж определитесь, на чьей Вы стороне, уважаемый Рустем хазрат. Либо Вы поддерживаете сектантов, которые не строят мечетей, не создают исламских медресе и вообще никак не участвуют в жизни уммы, кроме как через вербовку новых адептов в свои ряды и различные провокации, либо Вы на стороне интересов ислама и нормальных мусульман.
Про последнее в интервью тоже нашлось место. Указной мулла Рустем Зиннуров, т.е. имеющий официальное (пусть и просроченное) шахаднамэ имама от Муфтия РТ, решил вдруг ополчиться против традиционного ислама, отождествив его с исламом татарским, как это делают многие светские люди, далекие от нашей религии. Рустем хазрат прекрасно знает, что ДУМ РТ под традиционным исламом понимает только одно – ортодоксию суннитского большинства (ахль ас-сунна ва аль-джамаа). Об это не раз говорил наш Муфтий, желая раз и на всегда прекратить те спекуляции, которые существуют в данной связи. И вот играя на неосведомленности широкой общественности Рустем Зиннуров разоблачает под видом традиционного ислама концепт татарского ислама, т.е. он другими словами подменяет понятия. А в завершении своих рассуждений предлагает свою трактовку первого, сузив его до пяти столпов исламского богослужения. Такой кастрированный ислам он и выдает за верное понимание традиционного ислама, в котором отбрасывает в сторону все другие составляющие нашей религии, в т.ч. и акыду (вероучение). Волосы дыбом встают от такой неграмотности. Зачем уж было тогда гордиться своим обучением в Саудовской Аравии? Это же – прямое разоблачение своей альма-матер. Или это такой тонкий расчет? Ведь отсекая от нормативной части ислама акыду можно тем самым оставить лазейку для проникновения чуждой каноническому исламу идеологии. Не секрет, что сегодня многие просаудийские мусульманские деятели, дабы сохранить свои должностные кресла в РТ, клянутся в своей приверженности ханафитскому мазхабу, лицемерно сохраняя при этом таймитские убеждения в акыде. Как говорится, и нашим и вашим.
Однако особенный гнев общественности вызвало то, как г-н Зиннуров отзывается о, пожалуй, самом великом мусульманском ученом татарского народа. «Я не хочу унижать Шигабутдина хазрата Марджани, называя его жалким горемыкой (бичара), – великодушно роняет бывший казый и добавляет, – но некоторые религиозные вопросы он узнал лишь в преклонном возрасте тогда, когда побывал в Мекке». И тут же делает, как говорится, контрольный выстрел: «Сегодня эту информацию знают студенты 1-2 курсов медресе Мухаммадия в Казани. А в те времена такой возможности не было».
Клянусь, и в страшном сне предположить было невозможно, что когда-нибудь придется защищать перед татарами, тем более перед хазратами, авторитет имама Марджани. Я то уж грешным делом думал, что уже давно не удивляюсь человеческой ограниченности, но, оказывается, всегда найдется тот, кто может в этом отношении все же удивить и переплюнуть всех остальных. Особенно горько это осознавать сейчас, ибо этот год объявлен ДУМ РТ годом Марджани. Он был такой глыбой в исламском мире ученых, что я, честно говоря, даже не знаю, как подступиться к описанию его масштаба.
Шигабутдин хазрат написал более 30 фундаментальных трудов по различным областям знаний (при чем в основном на литературном арабском языке), которые знают и изучают во всем мире. Например, его книга по теории и методологии права (усуль аль-фикх), одной из самых сложных наук мусульманского корпуса знаний, по сей день изучается в самом престижном университете исламского мира аль-Азхар на старших курсах. Без глубокой подготовки просто невозможно подступиться к этому компендиуму правовых знаний ислама. Недавно в Татарстан приезжал экс-муфтий Палестины, а ныне ректор палестинского филиала университета аль-Азхар Исмаил Булбул, автор (в отличии от Зиннурова) множества научных трудов. Первым делом он посетил могилу Марджани. А стоя напротив дома, где жил выдающийся татарский просветитель, признался: «Если бы я только мог, то бросил бы все, чтобы иметь возможность жить рядом с этим домом». Самого Исмаила Булбула называют Сибавейхом наших дней. Этот ученый с мировым именем поведал и о другой своей сокровенной мечте – быть похороненным рядом с шейхом Марджани. Лучшие умы человечества склоняют головы перед великим мыслителем татарского народа. И только имам небольшой казанской мечети сравнивает его со студентами 1-2 курсов медресе.
Подобное отношение к татарскому наследию ислама возникает не на пустом месте. Саудийская система образования, обучением в рамках которой очень гордится Зиннуров, программирует мышление наших людей таким образом, что они начинают пренебрежительно относиться к собственной татаро-мусульманской культуре и превозносить саудийское толкование ислама. Нам целенаправленно навязывается чувство мусульманской ущербности и религиозной инвалидности. Так, другой (теперь уже бывший) имам Шавкет Абубакеров, также попавший под влияние саудитов, оскандалился в свое время тем, что в одном из своих интервью сказал, что десятки тысяч наименований исламских книг, изданных татарами в досоветский период, не стоят и половины тех арабских произведений, которые он собрал в своем небольшом кабинете. Подобные признания имамов, подлинные убеждения которых, как ни скрывай, рано или поздно все-таки проскальзывают в публичное пространство – еще самые мягкие из тех высказываний, которые позволяют себе в отношении исламского наследия татарского народа непубличные реципиенты саудийского влияния. Особенно не церемонятся те, кто не занимает официальных религиозных постов в Татарстане. Правда, они могут комплементарно отзываться в отношении Ризаэтдина бине Фахретдина и то лишь потому, что в его взглядах находят некоторые параллели своему мировоззрению.
Рустем Зиннуров не прислушивается к братским насыйхатам наедине и уже получал порицание от мусульманской общественности за свое двойственное поведение. Как частное лицо любой из нас, в том числе и г-н Зиннуров, может придерживаться любых взглядов касательно нашей религии. Однако став имамом Духовного управления мусульман РТ человек делает осознанный выбор не только в пользу в его религиозной политики, но и в целом в пользу ортодоксального понимания ислама. Если кому-то близка идеология Хизб ут-тахрир или акыда саудийских авторов, то это его личное дело. Каждый имеет право и презрительно относиться к великим татарским ученым ислама. Но только не в рядах имамов, служащих нашему народу.
Первый заместитель Муфтия РТ Рустам Батыр