По мнению некоторых ученых, сегодня мы живем в эпоху конца истории. Создается ощущение, что в мире больше не появляются новые идеи, новые идеологии, новые большие лозунги, которые способы объединить крупные массы людей. Человечество топчется на месте, не создавая ничего принципиально нового.
В мире множество разных старых политических идеологий, некоторые из которых находят большое количество приверженцев. Однако сегодня становится очевидным, что ни одна из идеологий не дарует человеку счастья и полного духовного удовлетворения. Как я писал в своих прежних статьях мусульманские народы также не остались в стороне от этого процесса - создание политических идеологий. Вслед коммунистическим, социалистическим и либеральным идеологиям, которые в прежние годы набрали популярность в странах с доминирующим мусульманским населением, сегодня все чаще и отчётливее заявляет о себе исламизм.
Исламизм это западный суррогат, родившийся на мусульманской почве, который взял мусульманские символы и термины, а также присвоил себе историю ислама и право говорить от имени мусульман. Стремясь превратить ислам в инструмент политической игры и желая использовать его в борьбе за власть, многочисленные спекулянты и проходимцы, да и просто невежественные люди, наносят огромный вред самому главному – вере человека.
И я еще не говорю о том, что исламизм усугубляет многочисленные социальные проблемы, которые существуют в мусульманском мире. Это отдельная большая тема, которой следует посвятить особую статью. Но сейчас я хочу сказать о том, что нам, мусульманам, надо пересмотреть свое отношение именно к проблеме идеологизации мусульманского сообщества.
Мусульманам необходимо выйди из круга многочисленных идеологических -измов, обозначить свою максимальную отстраненность от всего этого. Перед нами мусульманами стоит несколько больших задач – заниматься поклонением Всевышнему, работать в возрождении веры и посвятить себя конкретной работе, которая заключается в помощи ближним, то есть социальной работе.
Нам надо отказаться от идеологий, дистанцироваться от идеологических дискуссий и пустых споров. Это не наше. Это не только бесполезно, а вредно, потому что отвлекает нас от важного. Сегодня, в век Интернета, когда практически у каждого человека появилась возможность публично высказать свою позицию, все больше и больше мусульман тратят огромное количество времени на не нужную идеологическую возню.
Сегодня, я с сожалением, наблюдаю, что все больше и больше мусульман (как религиозных деятелей, так и прихожан мечетей) стремятся завоевать какие-то политические очки своими заявлениями на идеологическую тему, представляя себя как активных сторонниках той или иной идеологии. В итоге реальная конкретная работа начинает заменяться имитацией деятельности, пустой демагогией и популизмом. Это бич нашего времени – как для мусульман, так и не для мусульман.
Ассоциируя ислам с политикой и властью мы ставим ислам в зависимость от сиюминутных политических задач, а это негативно сказывается на образе ислама и отдаляет людей от веры. Я убежден, что нам религиозным деятелям необходимо направить свои силы на конкретную социальную работу и создания всех условий для возрождения веры в людях. Это наша главная большая задача, от которой мы не имеем права отвлекаться. Политика не наше дело, мы должны отвечать за вверенный нам Всевышним участок работы: мечеть, медресе, мусульманское издательство или интернат, вариантов может быть много. Перед нами непочатый край работы.
Сегодня многие утверждают, что миру необходимы новые альтернативные идеологии. Однако главное, что мы можем сделать это отказаться от идеологий в принципе и посвятить себя духовной и практической помощи людям.
Илдар Баязитов