На днях ряд датских школ вводит в состав учебной программы преподавание основ ислама, начиная с 1-го класса. Это происходит, несмотря на то, что, по предписанию министерства образования, ученики до 6-го класса включительно должны изучать только Христианство.
Джон Ридаль, председатель комитета учителей религии считает, что в настоящее время обучение в начальных классах основам других религий является всеобщей тенденцией. Ридаль отмечает, что в последние годы для начальных классов, наравне с учебниками по основам христианства, всё больше публикуется учебников для преподавания других религий.
Стоит отметить, что лютеранство в Дании – государственная религия. По данным официальной статистики 84,3 % датчан являются членами государственной церкви Датская Народная Церковь, относящейся к форме лютеранства; остальная часть населения исповедует в основном другие конфессии христианства, около 3 % - мусульмане. Поэтому христианство преподается в Дании с первого по шестой класс. Понятна и жертва: теперь некоторые школьники начальных классов не будут иметь возможности услышать на уроке даже библейские истории, и получить хоть какую-то информацию о Христианстве.
Официальная версия – школы, в которых введены курсы по изучению ислама, являются на 80% мусульманскими, и занятия по исламу раскроют потенциал учеников. Практически это не всегда соответствует действительности. Например, школа в Биспехавене хоть и расположена в преимущественно мусульманском районе в Орхусе, не является специализированной школой для мусульман, но уроки ислама там введены.
Пока родители жалуются на то, что исчезают «нормальные датские школы», нам стоит извлечь урок из этой истории. В стране, где есть государственная религия и всего 3% мусульман, и то додумались, что надо решать настоящие проблемы, а не гоняться за политкорректностью.
Методологически правильный выбор – вводить в России уроки ислама, потому что с исламом связано больше всего предрассудков. Эти предрассудки основаны на непонимании, незнании и, соответственно, страхе. В массе своей население нашей страны мало отличает суннитов, шиитов, кавказцев, среднеазиатов, джихадистов, салафитов, террористов, трудовых мигрантов, «чурок», муфтияты, суфиев, не знает что такое хиджра, думает, что это какое-то кавказское национальное ругательство. И нет никаких нормальных программ, позволяющих разобраться в этом вопросе. Не удивительно, что как ком растут социальные фобии, а все перечисленные мною категории превращаются во что-то одно, темное, зловещие и опасное. Как и учили нас ребята вроде Дени Дидро - эти вопросы решаются путем образования. Сейчас это называется проблемным обучением. Есть проблема – есть его изучение.
Вместо этого мы сделали дурные выводы. В частности, что России не хватает государственной религии. Поэтому в школах насаждаются Основы православной культуры, которые, кстати, порождают только раздор внутри этнической общности русских – светскими и околоцерковными людьми - и выглядят как церковный лоббизм в сфере образования.
А между тем национальное образование и национальная культура адаптивны. Это в датской монархии «нормальность» определяется этнической принадлежностью. В светских национальных государствах национальное достояние определяется декларативно. Что Минкульт признает национальной культурой – то и является национальной культурой. Признали Достоевского национальным достоянием – он и есть национальное достояние. Признали Толстого – и он национальное достояние. Признали Хакима Абулькасима Фирдоуси, Расула Гамзатова и Омара Хайяма – и они национальное достояние.
Если сократить на уроках литературы соцреализм и добавить туда больше восточной культуры – т.н. «толерантное» воспитание только выиграет.
Но последние 100 лет мы почему-то у Европы берем только самое маргинальное, и выводы делаем какие-то неправильные, технологически неверные. А потом удивляемся.
Виталий Трофимов – этноконфликтолог, радио «Эхо Москвы»