Изучая средства массовой информации на французском языке, поневоле начинает казаться, что идея национализма так и живет в умах французов. Как бы не печально это не звучало, но события складываются так, что черные страницы истории арабского мира накручивают донельзя. Это касается как мировых масштабов, так и местных ситуаций.
Изучая средства массовой информации на французском языке, поневоле начинает казаться, что идея национализма так и живет в умах французов. Как бы не печально это не звучало, но события складываются так, что черные страницы истории арабского мира накручивают донельзя. Это касается как мировых масштабов, так и местных ситуаций.
Однажды на глаза мне попалась французская печатная газета (в PDF формате) . И на главной странице пестрила надпись, что араб на машине сбил на смерть пешехода. Если бы это сделал француз или другой европеец, эта новость была бы из категории «прочие новости» и не удостоилась бы первой полосы в газете. Особенно беспощадны в этом вопросе издания Le Monde и Figaro. Самое удивительное, что здесь нет выдумки. Все, что пишет французское СМИ – все реально. Но ведь вопрос в том, КАК это преподносится. Правда бывают очень интересные статьи, которые, возможно, и проливают свет в события мусульманского мира, но эти статьи платные. А каждый ли готов купить статью?
Ни для кого не секрет, что СМИ искажает информацию в угоду государственной идеологии или по другим соображениям. Хотя французское СМИ, как ни одно другое, отличается своей свободой слова. Другое дело, есть ли ответная реакция на это?
Изучая пространство интернета, с сожалением пришлось обнаружить, что очень мало таких ресурсов, которые бы занимались не вероучением (например, как www.islamreligion.fr или www.fatwaislam.fr ), а были полноценным исламским СМИ на французском языке (как, например, fr.muslimvillage.com или oumma.com ). Я не беру в расчет франкоязычное СМИ арабских государств, поскольку здесь совершенно другая ситуация. Их формирование идет по другой стези и требует отдельного изучения.
В прошлом году Le Monde опубликовал результаты опроса, по которому Ислам является самой неприемлемой религией в стране. И это учитывая, что растет число мечетей и количество мусульманского населения. Возникает закономерный вопрос, почему же отношение французов столь негативно? И какова роль СМИ в этом вопросе?
С одной стороны, арабы – приезжее население, которое в буквальном смысле «заполонило» страну. Кроме этого, именно арабская часть населения является нищей, они мало образованы, зачастую связаны с криминальным миром. Что и не удивительно, учитывая, в каких условиях они живут. Как кажется французам, приезжая в чужую страну, они навязывают свои традиции. Кому же это понравится?
С другой, нужно понимать, с чем же все это связано. Колониальные войны, политика франкофонии в арабских странах наложила большой отпечаток во всех сферах. Тогда вмешательство в чужое государство и навязывание собственных идей, мировоззрений, политики было нормальным. Это мне напоминает моральный принцип африканского племени гугентоттов. Они говорят: «Если я украду – это хорошо, если у меня украли – это плохо». Вот такое первобытное мышление свойственно и высокопросвещенной Франции.
В колониальную эпоху арабов буквально ввозили во Францию. Они были дешевой рабочей силой. Особенно после Второй Мировой войны. Учитывая, что в своей стране война и безработица, нет стабильности, единственное место, куда могли поехать на заработки – это была Франция. Если поначалу это было выгодно ей, то получив необходимое, Франция начала тяготиться миграционной политикой. Но было уже слишком поздно.
Ко всему прочему добавляется мировое антиисламское настроение, международная политика верхов. СМИ просто является отражателем настроения народа. Здесь действует закон спроса и предложения. СМИ лишь отвечает на спрос читателя. В то же время, эти же публикации формируют сознание населения. Вот и получается замкнутый круг.
Конечно, рассмотренные здесь франко-арабские отношения довольно-таки поверхностны и отражают лишь общие черты сложившейся ситуации во Франции. Проблема взаимоотношений французов с арабами, отношение к исламу намного глубже, чем кажется на самом деле.
Алина Ахмет