Мы продолжаем публиковать главы из учебного пособия «Уроки благотворительности» Илдара хазрата Баязитова. Пособие представляет собой серьёзную работу, в которой собраны и систематизированы знания о разных аспектах социально полезной деятельности. Работа может быть полезна при составлении плана и организации образовательной деятельности в сфере благотворительности.
Сегодня речь пойдет о таком явлении как патронат. Патронат (франц. patronage — наблюдение, покровительство, попечение) — одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним.
Мировой опыт патронатного воспитания прежде всего связан с деятельностью социальных работников, которые занимаются судьбой неусыновленного ребенка до его совершеннолетия. При этом детских домов в нашем понимании (то есть мест, где ребенок жил бы с другими детьми с рождения и до совершеннолетия) ни на Западе, ни в Америке нет вовсе (6). Еще в 1950-х годах там отказались от традиционных форм сиротских заведений. И сейчас, по статистике, количество патронатных семей на Западе практически совпадает с количеством сирот в стране. Так, по данным Британской ассоциации усыновления и патроната, временно проживают в семьях 70 тыс. детей, что совпадает с данными о количестве детей-сирот (5). Так же и в США: по данным американского департамента здравоохранения, в патронатных семьях проживают 523 тыс. детей.
В Росcии число детей, состоявших на всех видах опеки к концу 2009 года — 440 604 человека, число детей на патронате на конец отчетного 2009 года составило 1 681 человек, отменено решений о передаче ребенка на воспитание в патронатную семью за 2009 год — 116 (9,68 %), в том числе по инициативе патронатных воспитателей — 96 решений (6). В 2009 году количество детей на патронате составило 0,55 % от всех детей, переданных на воспитание в семьи (6).
Несмотря на то, что этот вид деятельности осуществляется на возмездной основе, его можно рассмотреть, как разновидность социально полезной работы как со стороны государства (оно спонсирует этот вид опеки), так и со стороны самого патрона, который берет на себя большие обязательства.
В российском законодательстве есть соответствующий закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ, в п. 1 ст. 14 которого данный вид благотворительности определяется как возмездная опека над несовершеннолетними. Кроме того, данный вид опеки устанавливается рядом региональных законодательств России как форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя под возмездную опеку с заключением специального договора (1).
Патронатный воспитатель (с 1 сентября 2008 года — с момента вступления в силу Федерального закона № 48) является опекуном ребёнка, то есть его законным представителем (1). Наиболее близким западным аналогом считаются так называемые «фостерские семьи» (foster home) (2).
В отличие от усыновления, ребёнок (как и при любой другой форме опеки) не приобретает родственных прав и обязанностей по отношению к патронатному воспитателю, сохраняет все льготы и выплаты, причитающиеся ему как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в том числе: ежемесячная выплата на содержание, право внеконкурсного поступления в учебное заведение, закрепление жилья, а при его отсутствии — получение жилья по достижении совершеннолетия (1). При прекращении патроната все правоотношения между ребенком и патронатным воспитателем прекращаются (1).
В отличие от простой опеки, патронатный воспитатель оказывает свои услуги по воспитанию ребенка возмездно. Патронатный воспитатель заключает с органом опеки и попечительства специальный договор, близкий по характеру к гражданско-правовым (регулируемый гражданским, а не трудовым законодательством). По такому договору патронатный воспитатель получает ежемесячное вознаграждение в порядке и объеме, определяемым региональным законодательством (1).
Что касается самой разновидности патронатного воспитания, то оно является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением) (3).
Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют (3).
Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей — уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор (3).
Наличие службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату, действительно имеет большое значение. Такая служба должна обладать необходимой структурой и профессионально подготовленным штатом (4).
Работа по патронатному воспитанию включает в себя (4):
- реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства — от выявления до возврата родителям или усыновления;
- работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;
- технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;
- технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.
Данные технологии являются инновационными, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству (4). Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель — адаптация ребенка — не может быть достигнута.
Таким образом, учреждение патронатного воспитания должно иметь в своем составе следующие службы (4):
- службу реабилитации (психолог, врач, логопед, педагог, дефектолог, невролог и др. специалисты);
- службу социально-правовой защиты детей (социальные педагоги и юрист);
- службу по работе с семьями, желающими взять ребенка в семью (семейный психолог и ведущий групповых тренингов подготовки семей, семейный консультант для дальнейшей терапевтической работы с семьей, социальные педагоги для обследования семьи и помощи семьям);
- службу по работе с кровными родителями ребенка.
Как мы видим, патронаж — это особый вид работы. Прежде всего это очень сложный и энергоёмкий процесс, связанный как с большим объёмом и содержанием помощи и поддержки, так и с применением специфических, нестандартных методов и форм работы. В первую очередь он включает в себя активное вмешательство социальной службы в семейную ситуацию, контроль за многими составляющими жизни семьи и оказание на неё непосредственного влияния (7). Патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку (8).
Основной принцип патроната — сотрудничество семьи и уполномоченной службы в процессе воспитания, постоянная поддержка семьи (9). На мой взгляд, очень важно, что благодаря институту патронажа можно сократить количество детских домов, ведь для ребенка важнее воспитываться в семейных условиях. А людям, которые берут на себя ответственность по уходу и воспитанию ребенка, необходима организация соответствующей поддержки. При этом со стороны государства также необходим серьезный контроль во избежание мошенничества и нечистоплотного (не искреннего) отношения к делу.
Илдар Баязитов
Источники:
- Патронат. Семейное право / http://www.home-zakons.ru/index.php?id=333&request=full
- Foster care / https://en.wikipedia.org/wiki/Foster_care
- Патронатное воспитание / http://www.usynovite.ru/adoption/patronage/
- Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм / http://www.usynovite.ru/adoption/patronage/patronat/chapter5/
- Патронатов не жалеть / http://www.kommersant.ru/doc/698945
- Патронаж как форма работы социального педагога / www.wiki.iteach.ru
- Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160 с.
- Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей // Социальное обслуживание. – 2004. – № 3. – С. 50-85.
- О патронатном воспитании / Территория детства: http://www.sosdety.ru/page_53.html