Одной из самых почитаемых мечетей ханской Казани была знаменитая мечеть Кул Шариф. Видный татарский просветитель Шигабуддин Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся большим уважением и почетом …
Кул Шариф – поэт, ученый, религиозный деятель
Кул Шариф - историческая личность. Его имя золотыми буквами вписано в историю татарского народа. Сеид Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. После восшествия на казанский трон хана Ядигара (Едигера), Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства. В русских летописях он упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. После смерти своего отца Мансура в 1546 году имам был назначен предводителем религиозных деятелей ханства. Жители Казани глубоко уважали сеида Кул Шарифа, чтя его высокую образованность, нравственную чистоту и честность. Исследователь истории Казанского ханства М.Худяков отводит Кул Шарифу роль первого лица в государстве, поскольку, благодаря своему высокому авторитету и положению, он становился в периоды междуцарствия во главе временного правительства. Несомненно, выполнение подобных обязанностей требовало глубоких знаний, незаурядного ума и опыта.
Во время событий осени 1552 года духовный лидер татар-мусульман Кул Шариф проявил себя как выдающийся предводитель воинов. В день 2 октября 1552 года имам Кул Шариф был вместе со своим народом, героически защищавшим казанскую крепость. Русское войско, уже два месяца осаждавшее Казань, ворвалось в горящий город. С площадей и узких улочек города бои перешли на стены крепости. Жестокой схваткой сопровождалось продвижение осаждавших внутрь кремля, к Ханскому двору. Под стенами величественной мечети отчаянное сопротивление нападающим оказали шакирды медресе во главе с Кул Шарифом…
Историческая справка
Память о мечети, поражавшей видевших ее своим величием, великолепием и изысканным декором, сохранилась в народе. Считается, что она вмещала несколько тысяч верующих. На пятничную молитву в ней собиралось практически все мужское население города, здесь проходили церемонии возведения ханов на престол.
Восемь минаретов окружали купол мечети, и это необычное число связывают с напоминанием о восьми провинциях Булгарского государства; купол символически утверждал единую власть хана, а месяцы были знаком всевластия Всевышнего. Нижний ярус мечети, в два этажа, был восьмиугольным в плане. Верхний ярус завершался красивым куполом в виде булгарского венца. По углам нижнего яруса располагались одноэтажные объемы, служившие опорами четырех больших минаретов. Четыре малых минарета поднимались из углов второго яруса, достигая половины высоты купола, большие минареты значительно превышали его высоту. Вершины минаретов и купола сверкали на солнце. Они были в виде круторогих месяцев, "рожки" которых были направлены вверх, как было принято в османско-турецких мечетях того времени.
По исследованиям доктора архитектуры Нияза Халитова, мечеть была ориентирована по сторонам света. По его мнению, она воспроизводила в камне формы татарского деревянного зодчества. К сожалению, от древней мечети до нас дошли только немногочисленные описания и рисунки. Не удалось определить даже место, где она стояла. Поэтому современную мечеть Кул Шариф нельзя считать точной копией исчезнувшего памятника – это скорее символ возрождения национальных и религиозных традиций татарского народа.
Мечеть сегодня
Решение о воссоздании древней мечети было принято в 1995 году. Символично, что в одном указе Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева ставилась задача возродить древнюю мечеть – и одновременно провести реконструкцию Благовещенского собора, еще одного древнего памятника Казанского Кремля.
Проектирование и строительство такого крупного ансамбля, не имеющего прямого аналога в современной мировой градостроительной практике, потребовали от проектировщиков максимального проявления не только профессиональных способностей. Потребовалось знание специфики крупного культового сооружения. Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек, на площади перед ней смогут разместиться еще десять тысяч. Высота купола – 39 метров, минаретов – 57 метров. Они уступают по высоте символу Казанского Кремля – башне Сююмбике – всего 2 метра – так было определено изначально. Размеры основания – 22 на 22 метра, диаметр главного купола – 17,5 метра. Площадь участка, который занимает комплекс, – 19 000 кв. метров. При всей своей масштабности мечеть не нарушает привычные пропорции Кремля.
Проведение международного конкурса на лучший проект мечети (было представлено 16 вариантов монументального сооружения) стало не просто механизмом определения будущих проектировщиков. Был сделан громадный шаг, по существу открывший новое направление в национальной архитектуре.
Закладка первого камня на месте будущей мечети состоялась 21 февраля 1996 года. Проектирование интерьеров длилось с 1998 по 2001 год. Проекты пришли из Ливана, Турции, Финляндии, из российских городов. Но победили в итоге казанские архитекторы. Авторами композиционной идеи и генерального плана стали Ш.Латыпов, И.Сайфуллин, А.Саттаров, М.Сафронов, объемно-пластического решения – И.Сайфуллин, С.Шакуров. Для разработки эскизного и рабочего проектов было создано архитектурное бюро «Кул Шариф», учредителями которого стали Союз архитекторов РТ и творческий коллектив архитекторов, победивший на конкурсе.
Архитекторам потребовалось немало времени на осмысление и определение факторов, влияющих на формирование художественно-эстетического содержания внутренних пространств культового здания. Общая идея декоративного решения – парадность и торжественность. Величественность – и одновременно поразительная легкость. Самым сложным был поиск главного помещения мечети – мужского молельного зала. В выборе окончательного варианта решающую роль оказало знакомство с мечетями Турции, Египта и ОАЭ, где побывали авторы проекта.
В основе планировки мечети – комбинаторный знак мусульманской конфессии «бисмилла»: два квадрата, пересекающиеся под углом в 45 градусов. Многоминаретность здания возвращает нас к легенде о восьмибашенной мечети ханского кремля, главный купол напоминает «казанскую шапку» – корону казанских ханов. Используется древнебулгарский знак возрождения и процветания – тюльпан.
Купольное здание с четырьмя минаретами – центр всей композиции – напоминает о разрушенном много веков назад мавзолее аль-Кабир Болгара, символе поволжского ислама. Границы площади закрепляются павильонами-«мавзолеями», придающими комплексу мемориальность. В художественный образ ансамбля заложены смысловые семантические элементы, приближающие архитектуру к местным традициям.
Место для мечети выбирали 86 экспертов, специалистов в разных областях знаний. И выбрали удачно – это едва ли не единственный участок в Кремле, где нет геологических проблемных зон. Для того чтобы точно определить направление на Мекку, архитекторы обратились к помощи астрономов Казанского государственного университета.
Летом 2001 года на мечети были установлены металлические конструкции шпилей минаретов и купола основного шатра.
Стоимость строительства мечети, от нулевого цикла (сноса ветхих строений на этом месте, подведения коммуникаций и т.д.) до оформления интерьеров – более 400 млн. рублей. Строилась мечеть на спонсорские и бюджетные средства. Основная доля – спонсорские пожертвования, которые собирались в специально созданном Фонде мечети Кул Шериф. Среди крупных дарителей – ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», агропромышленные предприятия Республики Татарстан. Немало татарстанцев – представители всех национальностей, живущих в республике, а также представителей татарских диаспор России и мира внесли личные сбережения на возрождение святыни. Активное участие в благотворительных акциях, проводимых под эгидой Фонда, принимала участие творческая интеллигенция. Имена всех жертвователей, как частных лиц (более 35 000 человек), так и организаций более 600 организаций), внесены в 5-томную Книгу памяти. Воссоздание мечети стало поистине всенародным делом.
Казанская мечеть Кул Шариф – самая большая мечеть в Европе. Для создания внутреннего интерьера использованы лепнина, позолота, витражи, мозаика, шамаили.
Росписи обращают нас к татарскому национальному орнаменту и работают на контрасте с беломраморным фасадом и голубыми минаретами. Многие элементы декора выполнены местными, татарстанскими мастерами. Ковры для внутреннего убранства мечети подарены Ираном. На куполе внутри мечети Кул Шариф арабской вязью начертана сура Корана «Ихлас», на стенах повторены все 99 имен Аллаха, на шамаилях перечислены имена всех пророков, от Адама до Мухаммеда.
Комплекс мечети Кул Шариф - не только культовый, но и культурно-просветительный и научный центр. В его состав входят библиотека, музеи древней рукописи и исламской культуры Поволжья.
Церемония торжественного открытия
По приглашению Президента Минтимера Шаймиева, Премьер-министра республики, муфтия Татарстана и оргкомитета на открытие мечети Кул Шариф побывали 500 высоких гостей из разных регионов России, государств дальнего и ближнего зарубежья, в том числе 14 послов мусульманских стран в Российской Федерации, министры по делам религий крупных мусульманских стран. На торжестве в Казанском Кремле также будут присутствовали все татарстанские имамы (свыше тысячи человек).
- В строительстве мечети Кул Шариф есть глубокий смысл, связанный с чаяниями многонационального народа республики жить в мире и дружбе, - заявил президент РТ Минтимер Шаймиев на открытии мечети «Кул Шариф». - Эта мечеть - символ взаимопонимания двух ведущих конфессий страны. Если после каждого посещения храма душа очищается, укрепляется нравственно - значит, мечеть, церковь и другие религиозные храмы превращаются в важное звено в становлении цивилизованного демократического общества.
Воплотилось в жизнь заветное желание нашего народа – мечеть «Кул Шариф» через 450 лет своего забвения восстановлена, была вновь соединена прерванная духовная нить народа. Двенацать лет назад, в феврале 1996 года, согласно Указу Президента Республики Татарстан "О концепции сохранения, развития и использования ансамбля Казанского Кремля" на территории бывшего Юнкерского училища был торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф. Одновременно в том же Указе было принято решение о реставрации Благовещенского собора. Это был жест восстановления исторической справедливости и согласия между религиями. В этом историческом деянии воплотился благородный дух татарского народа.