Лидер правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Бинали Йылдырым по поручению президента Турции приступил к формированию нового правительства республики.
Ожидается, что новый кабмин будет укомплектован и меджлис проголосует по вотуму доверия в срок до 7 июня, когда у мусульман начинается священный месяц рамадан. Новый премьер Турции, считающийся близким соратником Реджепа Тайипа Эрдогана, уже призвал к созданию в Турции президентской формы правления. Во время выступления на съезде партии он предложил внести в конституцию страны соответствующие изменения. По его словам, пришло время узаконить существующую де-факто ситуацию в политике Турции.
На своем посту Йылдырым сменил Ахмета Давутоглу, который до своей отставки выражал несогласие с политикой Эрдогана, который хочет поменять парламентскую систему управления страной на президентскую, чтобы повысить эффективность функционирования Турции. Всем нам известно о такой своевольной мере президента Эрдогана, как «выгнать Давутоглу» и «поставить на его место Йылдырыма» (Binali Yıldırım, министр транспорта, мореходства и коммуникаций Турции, кандидатура которого 19 мая была выдвинута ПСР в качестве претендента на пост премьер-министра Турции — прим. пер.).
Никто не ждет, что это приоткроет двери для каких-либо серьезных изменений во внутренней и внешней политике Турции. Мы знаем, что, если однажды новый премьер-министр сделает заявление вроде «мы намерены исправить прошлые ошибки», это будет означать не столько искренность, сколько маневры, осуществляемые по установке Эрдогана. Вместе с тем смена премьер-министра и правительства в любой стране - важное событие, несмотря ни на что. Ему придается значение во всем мире.
Конечно, на сегодняшний день нет сигналов к тому, что Турция откажется от своей изобилующей трагическими ошибками сирийской политики. Но в этом вопросе можно прийти к более рациональной и логичной линии и сделать шаги для того, чтобы попытаться предотвратить события, угрожающие не только Турции, но и власти ПСР.
Возможно, новый премьер примет определенные меры для устранения кризиса в отношениях с Россией. Даже если это не будут такие извинения, которых ждет Москва, новый премьер-министр может предпринять некоторые смягчающие напряженность инициативы. Он может попытаться показать, что линия бывшего премьер-министра, который говорил: «Я лично отдал приказ об уничтожении самолета», — в прошлом. Он может сообщить, что Турция выступает за создание смешанной комиссии по наказанию виновных. Более того, он может инициировать желание вновь сесть за стол переговоров по проекту «Турецкий поток».